Введение
Деятельность современного менеджера невозможно представить без использования им, в своей профессиональной деятельности основного управленческого инструментария, а именно методов управления.
Методы управления, их компоненты, определяют направленность и характер работ организации, взаимодействие её членов и реакцию с внешней средой.
Методы управления – это последовательная схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения.
Функционирование любой организации предполагает учёт факторов внутренней и внешней среды организации, их непосредственное и опосредованное влияние на управленческий аппарат. Для этого, специалисты выделяют следующие основные компоненты, призванные упростить деятельность менеджера, определив тем самым необходимые методы и подходы в управ-лении: проблемы, ориентиры, приоритеты, критерии, альтернативы, процедуры выбора, ограничения, а так же средства управления.
Все методы управления условно можно разделить по способу влияния на авторитарные и демократические.
Разделение всех методов на данные направления обусловлено наличием технологий воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы определить основные методы управления и выделить их основные составляющие, позволяющие менеджерам эффективнее осуществлять свою управленческую деятельность.
Учёт специфики ситуаций, складывающихся в организации, определяет и соответствующий метод управления.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания его средств. Многое зависит от масштабов управленческой деятельности, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств управления.
Целью данной курсовой работы является определение основных методов управление, а так же определение ситуации, обосновывающей актуальность их применение.
Задачами курсовой работы можно выделить следующие:
Рассмотреть специфику административного метода управления, его критерии и инструменты воздействия на управляемую систему.
Изучить суть экономических методов и их влияние на внутреннюю среду организации, а так же влияние на неё внешних факторов.
Проанализировать социально-психологические методы. Выделить их основные компоненты с точки зрения социального и психологического воздействия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 9
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 12
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
1. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 391 с.
2. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224 с. – (Серия «Библиотека менеджера»).
3. Горин С.В., Тиньков С.В. Потенциал деловой репутации малых предприятий различных организационно-правовых форм.// Креативная экономика. - № 7, 2007.
4. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
5. Исаев В.В., Немчин А.М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 176 с.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.
7. Киришков Р.В. Психологические основы управления. Учебное пособие. – М., 1995. – 185 с.
8. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. – 336 с.
9. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640с.: ил.
10. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 464 с.
11. Лапыгин Ю.Н. Теория организации: Учебное пособие./ Ю.Н. Лапыгин. – М.: Инфра-М, 2006. – 330 с.
12. Лукичёва Л.И. Управление персоналом: Курс лекций; практические задания/ Л.И. Лукичёва; Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л. 2004. – 264 с. – (Библиотека высшей школы).
13. Мигель И.Н. Документирование управленческой деятельности: Курс лекций / И.Н Мигель. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 376 с.
14. Рамперсад К. Хьюберт Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад; Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 352 с.
15. Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов / О.В. Ромашов, Л.О. Ромашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512 с.
16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – М.: «ЗЕВС»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997. – 512 с.
17. Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
18. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с
19. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 558 с.
20. Чернов В.Г. и др. Решение бизнес задач средствами нечеткой алгебры. Кн.2 Электронная таблица Fuzzy Calc.- М.: Тора-Центр,1998. – 390с.
21. Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс. Стратегический синергизм, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
22. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.М. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640с.: ил.
23. Эффективность стратегического управления / Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина. – Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, АМуР, 2004. – 220с.