Ведение. В настоящее время исследования в области стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей) занимают важное место в системе психологического знания. Развитие когнитивной психологии способствовало формированию понятия когнитивных стилей, которое обособилось как самостоятельный психологический феномен. Идея о существовании устойчивых различий в способах восприятия и мышления была аккумулирована в термине «когнитивный стиль», под которым понимался гипотетический конструкт, отражающий различные познавательные стратегии. В нашей работе мы поставили целью изучить понятия «полезависимость—поленезависимость» (сокращенно и далее по тексту - ПЗ—ПН, FD—FI) — как специфические когнитивные стили, которые были определены и представлены научному сообществу Германом Виткиным как неотъемлемая часть разработанного им же более широкого понятия «психологическая дифференциация». В настоящее время проблема изучения ПЗ – ПН как специфических когнитивных стилей приобретает особую актуальность. Несмотря на то, что существует огромное множество публикаций, связанных с исследованием ПЗ – ПН, получен большой эмпирический материал, многие понятия остаются не только не раскрытыми, но и противоречащими друг другу. Знание особенностей ПЗ – ПН помогает лучше понимать человеческую индивидуальность и объяснять ее формирование, становление и изменение. Цель нашего исследования – выявить влияние ПЗ – ПН на учебный процесс школьника. В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи: 1) провести теоретический анализ проблемы когнитивных стилей и, в частности, полезависимости-поленезависимости в современных зарубежных и отечественных психологических исследованиях; 2) обобщить и проанализировать зарубежный и отечественный опыт по влиянию ПЗ – ПН на успешность учебного процесса школьников; 3) выявить взаимосвязь между полезависмостью-поленезависимостью и успешностью учебного процесса школьников. Объектом изучения в рамках проблемы исследования выступили полезависимость-поленезависимость, предметом – влияние ПЗ – ПН на успешность учебного процесса школьников. Гипотеза исследования – полезависимость и поленезависимость не определяет однозначно успешность или неуспешность учебного процесса учащихся дошкольного и школьного возраста. Значимость исследования состоит в том, что представленные материалы можно использовать психологам, педагогам, социальным педагогам.
Влияние поле зависимости поле независимости на учебный процесс школьника. Оглавление: Введение – стр.2. Глава 1. Полезависимость – поленезависимость – стр.4. 1.1.Теория психологической дифференциации Г.Виткина – стр.4. 1.2. Полезависимость-поленезависимость – стр.7. 1.3. Исследования когнитивного процесса (ПЗ-ПН) Г.Виткиным и его коллегами – стр.9. Глава 2. Особенности ПЗ и ПН в дошкольном и школьном возрасте – стр.11. 2.1. Проявления ПЗ – ПН в дошкольном возрасте – стр.11. 2.2. ПЗ-ПН в школьном возрасте – стр.18. Заключение – стр.25. Список использованной литературы – стр.27.
Список использованной литературы: 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 1994 г. 2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1993 г. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь- справочник по психодиагностике -2е изд., перераб. доп.- СПб.: Питер, 2005.-520 с: ил. (Серия «Мастера психологии»). 4. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982 г. 6. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000 г. 7. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М. – СПб.: Иматон, 2001. – 300 с. 8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2001. - 407 с. 9. Егорова М. С. Проблема зависимости-независимости от поля и возможности ее исследования в генетике поведения // Вопросы психологии. №4. 1981 г. С. 161-168. 10. Ильин Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 85 – 94. 11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981 г. 12. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. – М.: Просвещение, 1986. 13. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 14. Клюева Н.В. «Особенности воспитания на разных возрастных этапах» - М, 2003 г. 15. Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колга. Таллинн, 1986. 16. Корнилова Т. В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя//Вопросы психологии, т.6, 1989. 17. Корнилова Т. В., Тихомирова О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. МГУ, 1990. 18. Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998 г. 19. Лобанов А. П. Интеллект и когнитивные стили/А. П. Лобанов. Орша, Диаль, 2006 – 304 с. 20. Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994 г. 21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999 г. 22. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка, 1969 г. 23. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996 г. 24. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. – М., 1990 г. 25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1989 г. 26. Селиванов В. В. Когнитивный стиль в процессе мышления // Психол.ж-л, т. 10, №4, 1989. 27. Сизов К. В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям // Вопросы психологии. №2. 1988 г. С. 160-167. 28. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 288 с. 29. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984 г. 30. Толочек В. А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопр. психол. 1987. № 4. С. 100 – 108. 31. Холодная М.А. Когнитивные стили как квадриполярное измерение //Психологический журнал. Т., 2000, №4 с.46-56. 32. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272с: ил.- (Серия «Мастера психологии»). 33. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997. 34. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. – М. : Просвещение, 1988. 35. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. – 156 с.