2. Правовая характеристика исполнения приказа как обстоятельства, исключающего юридическую ответственность сотрудников федеральных органов государственной охраны.
Успех проводимых в Российской Федерации преобразований в значительной степени зависит от точного и строгого исполнения всеми федеральными структурами, органами субъектов Федерации и местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами требований законов и подзаконных актов. Особая роль в этом процессе отводится органам государственной власти. Одним из важных этапов в их реформировании, определении принципов построения и деятельности стало принятие 27 мая 2003 г. нового Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» , согласно которому система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. В соответствии со ст. 3 данного закона основополагающим принципом построения и функционирования системы государственной службы является законность, а также единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к ее организации.
В Российской Федерации (ранее в СССР) традиционно в сфере государственно-служебных отношений применяется термин «государственная служба» . Под этим термином в современном российском законодательстве понимается институт права как совокупность правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения. В регулировании таких отношений участвуют и нормы уголовного законодательства. В УК РФ 1996 г. впервые в послереволюционном уголовном законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, названо исполнение законного приказа или распоряжения.
Вместе с тем в условиях уже достаточно длительного периода действия данной нормы, проблемы ее реализации остаются актуальными. Несмотря на законодательное закрепление данного института, а также ряда других институтов, исключающих преступность деяния, новых разъяснений о практике их применения после издания Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16.08.1984 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» не было. В результате этого до настоящего времени сохраняются различные подходы к реализации названных уголовно-правовых норм, а также продолжают иметь место судебные ошибки. Наиболее остро в период, проводимого реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) стоит эта проблема для особого вида государственной службы -военной службы.
Во-первых, до настоящего времени не устранено формальное противоречие между положениями УК РФ и Общевоинскими уставами ВС РФ по регламентации поведения военнослужащих при исполнении полученных приказов или распоряжений командиров (начальников). Так, в соответствии со ст. 31 Устава внутренней службы ВС РФ подчиненный при получении приказа командира (начальника) обязан беспрекословно выполнить данный приказ и только после этого может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно . В то же время согласно ст. 42 УК РФ причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при исполнении заведомо незаконного приказа или распоряжения не освобождает подчиненного от уголовной ответственности .
Во-вторых, в действующх нормативных актах, которые регламентируют порядок прохождения военной службы , и в УК РФ отсутствует одинаковое определение приказа и распоряжения. Также не определены единые критерии, необходимые для признания приказов и распоряжений соответствующими требованиям закона и обязательными для исполнения.
В-третьих, в нормах Общей (ст. 42) и Особенной (ст. 332) частей УК РФ установлены различные требования, предъявляемые к приказу.
В первом случае говорится о «законности» и «обязательности» приказа или распоряжения, во втором - о приказе, «отданном в установленном порядке».
В-четвертых, несмотря на явную необходимость в установлении в УК РФ норм, которые бы регламентировали порядок деятельности военнослужащих по исполнению приказов командиров (начальников) в условиях военного времени или в боевой обстановке, такие нормы до настоящего времени отсутствуют.
В-пятых, сегодня в правоприменительной практике отсутствуют четкие критерии для разграничения сферы применения уголовно-правовой нормы об исполнении приказа или распоряжения с иными предусмотренными в гл. 8 УК РФ смежными нормами, исключающими преступность деяния.
1.Задачи и организация деятельности федеральных органов государственной охраны в период военного положения.
2. Правовая характеристика исполнения приказа как обстоятельства, исключающего юридическую ответственность сотрудников федеральных органов государственной охраны.
1.Задачи и организация деятельности федеральных органов государственной охраны в период военного положения.
Органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
- указом Президента Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения;
- указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении военного положения вносят в указанные регламенты необходимые изменения, учитывающие особенности режима военного положения - статья 17 Федерального конституционного закона "О военном положении".
Федеральным закоом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" установлено, что органы государственной охраны комплектуются, в частности, военнослужащими. Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральным органом охраны является Федеральная служба охраны РФ, регулирование деятельности которой осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136.
Анализ Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации позволяет сделать вывод, что Федеральная служба охраны России в широком смысле также участвует в решении задач военной безопасности, поскольку, реализуя функции охраны высших должностных лиц государства, обеспечивает поддержание внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя и решение других задач.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед государством и его органами.
Система органов Министерства внутренних дел РФ призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделена правом применения мер принуждения, отнесена к компетенции Министерства внутренних дел РФ. Составной частью МВД являются внутренние войска, на которые возлагаются следующие задачи:
ـ участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
ـ охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
ـ конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;
ـ участие в территориальной обороне Российской Федерации;
ـ оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.
На специальные моторизованне воинские части, соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск возлагается участие совместно с органами МВД в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также В обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
Задачи охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности непосредственно выполняют войсковые наряды, выделяемые соответствующим командованием.
Права и обязанности военнослужащих, несущих службу в составе войскового наряда, определены в Законе РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Уставе внутренних войск Министерства внутренних дел РФ. При исполнении возложенных на них обязанностей военнослужащие вправе требовать от граждан соблюдения общественного порядка, пресекать правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей. В случаях, предусмотренных законом, они могут применять физическую силу, специальные средства и табельное оружие.