Введение Данная тема актуальна, так как все процессы происходят на рынках: товарном, денежном, фондовом и др. Поэтому анализ общего равновесия является выжным аспектом при изучении курса "Микроэкономика". Достижение общего равновесия – результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость (взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных товаров. Цель работы: рассмотреть общее экономическое равновесие, экономическую эффективность и благосостояние. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач: 1. дать понятие общего равновесия и благосостояния; 2. изучить взаимодействие спроса и предложения; 3. определить моменты достижения общего равновесия; 4. проанализировать понятие экономической эффективности; 5. дать оценку экономической эффективности предприятия. 1. Общее равновесие и экономическая эффективность 1.1.Понятие общего равновесия В центре внимания изучения различных аспектов рыночной экономики лежит частичное равновесие (partial equilibrium) – равновесие, складывающееся на отдельном, рынке. Однако в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены одних экономических благ влияют на цены других. Рынок, как и человеческий язык, возникает в процессе взаимодействия (общения). Поэтому отдельный товар, вырванный из этого контекста взаимосвязи, не может быть "истинным товаром", соответствующим своей товарной природе. Общее равновесие (general equilibrium) – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены, и объемы продаж на всех рынках. 1.2. Взаимозависимость рынков Чтобы разобраться во взаимодействии рынков, обратимся к примеру конкурентных рынков видеокассет и кинотеатров. Они тесно связаны, так как широкое распространение личных видеомагнитофонов дало многим потребителям возможность выбора между просмотром фильмов дома и в кинотеатре. Изменения в ценах или в политике государства, воздействующие на один из этих рынков, скорее всего затронут и другой, что в свою очередь вызовет эффекты обратной связи на первом рынке. На рис.1а и 1b показаны кривые предложения и спроса на видео и кино. На рис. 1а исходная цена кинобилетов составляет 6 долл., а равновесию рынка соответствует пересечение DM и SM. На рис. 1b видеорынок находится в равновесии при цене проката кассеты 3 долл. Теперь предположим, что государство в фискальных целях устанавливает налог 1 долл. на каждый проданный кинобилет. Эффект от такого налога определяется на основе схемы частичного равновесия сдвигом кривой предложения кино вверх на 1 долл. (рис. 1а). Вначале это приводит к росту цены кинобилетов до 6,50 долл. и падению их реализации. Вот все, что нам дает анализ частичного равновесия. Анализ общего равновесия позволяет нам пойти дальше, если мы, во-первых, рассмотрим влияние "киноналога" на видеорынок и, во-вторых, определим, имеются ли какие-либо эффекты обратной связи от видеорынка к кинорынку. Налог на кино воздействует на видеорынок, так как кино- и видеофильмы взаимозаменяемы. Повышение цены на билеты в кино сдвигает спрос на прокат видеокассет от Dy до Dy| на рис. Ib. Это в свою очередь вызывает увеличение цены проката видеокассеты с 3,00 до 3,50 долл. Заметим, что налог на какой-либо продукт может влиять на цены и продажи других продуктов, — данный факт следует иметь в виду лицам, принимающим решения в области налоговой политики.
ВВЕДЕНИЕ 2 1. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 3 1.1.ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ 3 1.2. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ РЫНКОВ 3 1.3. ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ 5 1.4. АНАЛИЗ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ 5 1.5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
1. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика Учеб.для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям; В 2-х т. /Ин-т "Открытое о- во"; В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; Под общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб. :Экон. шк. , 1997-.-СБиблиотека "Экономической школы"; Вып. 22). Т. 2.1997.-503с. 2. Гребенников П. И. и др. Микроэкономика: Учеб. для вузов по направлению "Экономика"/П. И. Гребенников, А. И. Леусский, Л. С. Тарасович; Общ. ред. Л. С. Тарасовича. -2-е изд., перераб.и доп.-СПб.:Изд-во Санкт- Петербург.гос.ун-та экономики и финансов, 1998. -447с. .ил. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб.для вузов по экон. специаль ностям.-М.:НОРМА-ИНФРА-М,2002. -560с. :ил. 4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер.с англ.-М.:Экономика; Дело, 2002.-509.: ил 5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2т. s Пер. англ. /Под ред., с предисл. и послесл. С.В.Валдайцева. -М.; Финансы и статистика. Т.2.-1992.:ил.