ВВЕДЕНИЕ
Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с таки-ми секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здраво-охранение, образование и др. Особо следует выделить роль туризма в создании большого числа новых рабочих мест.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает пока весьма скромное место на мировом рынке туризма. На ее долю приходит-ся всего около одного процента мирового туристского потока. В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне раз-вития туризма в стране и показателем незначительной степени внимания госу-дарства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма.
Вплоть до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась в на-шей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других стран говорят об обратном. Состояние туристской отрасли России без должного эф-фективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в каче-стве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу круп-ных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного ту-ризма.
На протяжении последних 10 лет международный туризм в России разви-вался преимущественно с ориентацией на выезд. Основным фактором, повли-явшим на такой рост выездного потока, явился огромный отложенный спрос на поездки за границу. Велика доля прибытий из стран, не участвующих активно в движении денежных потоков в сфере туризма (Польша, Финляндия, Китай) в отношении России, в то время как доля прибытий из стран, действительно при-носящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Ита-лия, Япония), незначительна.
В мировой практике существует несколько путей искусственного усиле-ния привлекательности туристских объектов:
развитие событийного туризма, привлечение туристов на различные массовые зрелища, культурные мероприятия;
«коллекционирование»;
особую роль в последние годы начинает играть «попутный» туризм, формы проявления которого могут быть самыми разными: «конгрессный» ту-ризм (конференции, заседания, совещания), туризм дачников, туризм приез-жающих на охоту;
дополнение существующих природных и культурно-исторических комплексов искусственными развлекательными и познавательными объектами;
выявление особо ценных объектов и придание им статуса на феде-ральном и международном уровне для финансовой и юридической поддержки, для чего необходимо решить вопросы привлечения иностранных спонсоров и усиления привлекательности территории за счет сгущения сети объектов на-следия в региональном и федеральном аспектах и их включения в туристские маршруты (российские и международные); развитие местных инициатив, отра-жающих культурные, национальные особенности региона, местную самобыт-ность.
Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секто-ры экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отме-тить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность ту-ризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятство-вания государственной политики в отношении туризма.
В последние годы появились новые перспективные виды туризма, но спортивный туризм остается одним из самых любимых видом туризма в Рос-сии. Цивилизованный мир становится все больше похож на огромный офис, опутанный паутиной проводов и нашпигованный устройствами для создания комфорта. Все больше отдаляясь от природы, мы подразумеваем под словом «джунгли» каменные мешки современных городов и смотрим документальные фильмы про диких животных как фантастический экшн. «Вот где настоящая жизнь», - таково мнение среднестатистического туриста о шикарном отеле на первой линии. Человеку, который ежедневно отвечает на вызовы, испытывает потребность в получении новых знаний и опыта, расширении круга интересов, блаженное безделье на пляже во время отпуска не принесет ощущения восста-новленных сил, зато придется по душе программный туризм.
Целью работы исследование въездного туризма по Камчатскому краю.
Для достижения поставенной цели в работе решаются следующие зада-чи:
- рассматривается теоретические основы въездного туризма;
- исследуются современное состояние въездного туризма в России;
- исследуются туристские рекреационные ресурсы Камчатского края для развития туризма;
- проводится анализ наиболее распространенных видов туризма в Кам-чатском крае;
- исследуется проблемы и оцениваются перспективы развития въездного туризма Камчатского края.
Структурно работа состоит из введения, трех логически выстроенных глав, заключения и списка источников.
Первая глава работы «Теоретические аспекты исследования въездного туризма» посвящена исследованию понятия и основным характеристикам въездного туризма. Здесь также рассматриваются мировой опыт развития въездного туризма.
Во второй главе «Современное состояние развития въездного туризма Камчатского края» рассмотрены рекреационные ресурсы края, а также состоя-ние развития въездного туризма, а также предложения туррынка по организа-ции отдыха.
В третьей главе «Проблемы и перспективы развития въездного туризма Камчатского края» рассмотрена политика органов власти по развитию въездно-го туризма, проблемы развития, а также вырабатываются рекомендации по раз-витию въездного туризма Камчатского края..
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Понятие и основные характеристика въездного туризма 6
1.2 Зарубежный опыт развития въездного туризма 11
1.3 Анализ въездного туризма России 15
2 ГЛАВА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАМЧАТСКОГО КРАЯ 31
2.1 Анализ рекреационных ресурсов края для развития въездного туризма 31
2.1.1 Природные ресурсы 31
2.1.2 Культурно-исторические ресурсы 37
2.1.3 Социально-экономические ресурсы 41
2.2 Состояние развития въездного туризма 45
2.3 Политика органов власти по развитию въездного туризма 56
3 ГЛАВА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАМЧАТСКОГО КРАЯ 66
3.1 Проблемы развития въездного туризма Камчатского края 66
3.2. Рекомендации по совершенствованию развития въездного туризма Камчатского края 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Россий-ской Федерации»
2 Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. А:Аспект-Пресс, 2006
3 Белоусова Т. Туризм обогащает , мир становится ближе. Новое вре-мя, 12.02.2006 г
4 Беляева С. Объем рынка делового туризма в 2006 г/ Финансовая га-зета, 25 августа 2007 г
5 Бикташева Д.Л., Гиевая Л.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме. Уч. Пос. М:ИНФРА-М, 2007
6 Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М:Гардарики, 2008
7 Васильев С. Туризм в Москве. Эксперт, № 3, 2007
8 Волкова Л.А. Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме, СПб, Питер, 1996
9 Въездной туризм в России развивается очень медленно и трудно 30 июля 2008 // www.travel.ru
10 Въезд иностранных туристов в Россию в I полугодии 2009 года// http://www.ratanews.ru/news/news_9092009_2.stm
11 География туризма / М.В. Асташкина, о.И. Козырева, А.С. Кусков, А.А. Санинская. М: Инфра-М, 2008.
12 География туризма: учебник/ кол. Авторов под ред. А.Ю. Александ-ровой М:КНОРУС, 2008
13 Госкомстат «Туризм в цифрах 2008», М, 2008
14 Данные официального сайта Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России ://www.russiatourism.ru
15 Данные статистики туризма, представленным на сайте RATAnews www.ratanews.ru
16 Даринский А.В. Турстические районы Российской Федерации и Ближнего зарубежья, СПб, СПбГУ, 2005
17 Зорин И.В. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма, www.rmat
18 Кризис въездного туризма в России продолжает углубляться 16.09.2008 http://news.holidaym.ru
19 Ильина Е.Н,Туризм путешествия: Учебник.- М.: РМАТ, 1998
20 Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. М: ФиС: 2005
21 Любимова Е. Л., Камчатка, М. Новое знание, 2000
22 Канадоведение в странах Тихоокеанского бассейна. Материалы меж-дународного научно-практического семинара, Владивосток, 28-29 октября 2004 г.- Владивосток: изд-во ДВГУ, 2005
23 Камчатский край создает собственный туристический бренд// Туризм и отдых, №6, 2008
24 Кашинцев Б., Камчатка сегодня и завтра. Петропавловск-Камчатский : ИВЦ - 2006.
25 Костенко В.А. 2001. Природа Приморского края // Бизнес-путеводитель "Восток России" (Приморье, Сахалин, Хабаровск, Магадан, Кам-чатка). - Владивосток
26 Любимова Е. Л., Камчатка. М: Новое знание, 2007
27 Наумов Н.С. Байкал. Якутия. Камчатка: Края чудес: Исторический путеводитель. М:Вече, 2006
28 Официальный сайт Канады на русском языке// http://www.honoraryconsul.ru/?an=tur_canada
29 Основные направления стратегии развития туризма в Камчатском крае до 2025 года // официальный сайт Правительства Камчатского края http://www.kamchatka.gov.ru/
30 Отчёт о деятельности Агентства по туризму Камчатского края за 2008 год// официальный сайт Правительства Камчатского края http://www.kamchatka.gov.ru/
31 Путеводитель по Камчатке. Под ред. Ильина С. И. Спб: ПИТЕР, 2008
32 Путеводитель по туристским и альпинистским маршрутам Камчатки / сост. Викторов М. Хабаровск: ИВЦ, 2005.
33 Сазыкин А.М. Место Канады в туризме стран АТР , Владивосток, ДВГУ, 2007
34 Целевая программа «Развитие туризма на Камчатке в 2002 2010гг» // // официальный сайт Правительства Камчатского края http://www.kamchatka.gov.ru/
35 Шпилько С. Въездной туризм может стать высокодоходным// Эко-номики России XXI век, 2006
36 Щербакова С.А. Международный туризм: экономика и география М:ФиС, 2007
37 Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе. М:Кнорус. 2007
38 http://www.kamchatka-tour.com/tours/etno/pim.php
39 http://www.kamchatka-gid.ru/
40 www.kamtourism.ru