1. Дайте логическую характеристику понятия «нелогичность». Понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. 2. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями: «собака», «корова», «дикая собака», «домашнее животное». Пусть А – собака; В – корова; С – дикая собака; D – домашнее животное. Понятия А и В находятся в отношении соподчинения: ни одна собака не является коровой; ни одна корова не является собакой; сумма объемов данный понятий не исчерпывает предметной области (которую составляет понятие «животное»). Понятия А и С находятся в отношении подчинения (А подчиняет С): все дикие собаки – собаки; не все собаки – дикие. Понятия А и D находятся в отношении перекрещивания: некоторые собаки (но не все) – домашние животные; некоторые домашние животные (но не все) – собаки; сумма объемов данных понятий не исчерпывает предметной области: например, к ней также относятся дикие кошки. Понятия В и С находятся в отношении соподчинения: ни одна корова не является дикой собакой; ни одна дикая собака не является коровой; сумма объемов данных понятий не исчерпывает предметной области (которую составляет понятие «животное»). Понятия В и D находятся в отношении перекрещивания: некоторые коровы (но не все – например, морские коровы) – домашние животные; некоторые домашние животные (но не все) – коровы; сумма объемов данных понятий не исчерпывает предметной области: например, к ней также относятся дикие кошки. Понятия С и D находятся в отношении соподчинения: ни одна дикая собака не является домашним животным; ни одно домашнее животное не является дикой собакой; сумма объемов данный понятий не исчерпывает предметной области (которую составляет понятие «животное»). Изобразим отношение между понятиями при помощи круговых схем:
-
1. Афанасьева О. В. Логика: учебное пособие. - М., 2002.
2. Гетманова А. Д. Логика: Учебник. – М., 2007.
3. Ивин А. А. Логика: Учебник. – М., 2004.
4. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник. – М., 2001.
5. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002.