(Нет отзывов)
98 страниц
2019-06-25

Операции коммерческого банка с пластиковыми картами и их роль в обеспечении комплексного обслуживания клиентов (на примере ЗАО «Райффайезенбанк»)

В наличии
3840 ₽

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях банковская система является мощным инструментом государственной политики в экономической и социальной области.
Развитие банков как денежно-кредитных институтов находится в прямой зависимости от состояния сферы производства и обращения, спроса и предложения общественного продукта. Устойчивый рост экономики, развитие товарно-денежных отношений, научно-технического прогресса, эволюция представлений о роли банков как важнейшего канала инвестиций предопределили развитие банковской деятельности.
Глобализация экономики отразилась не только в материальной сфере, но и потребовала другого уровня услуг, в частности банковских, что отразилось на особенностях и перспективах развития банковской системы.
Так основными тенденциями развития банковской деятельности являются: универсализация банков при сохранении специализации, интернационализация; унификация банковских операций, развитие индустриальных методов банковских технологий, возрастание межбанковской конкуренции, развитие комплексного обслуживания клиентов, снижение доли государственного сектора в банковской деятельности.
В практику банковской деятельности все активнее внедряется терминология маркетинга: продажа услуг, банковский продукт, банковский супермаркет, продвижение продукта, прямые продажи и т.д.
Объектом дипломной работы является ЗАО «Райффайезенбанк Австрии».
Предметом выступает деятельность банка на рынке банковских продуктов и услуг.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию операций ЗАО «Райффайезенбанк Австрии» на основе пластиковых карт.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
 исследование теоретических и методологических основ рынка банковских продуктов и услуг на основе пластиковых карт;
 анализ рынка банковских продуктов и услуг;
 разработка направлений совершенствования и развития рынка банковских продуктов и услуг ЗАО «Райффайезенбанк Австрии» на основе пластиковых карт.
Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты функционирования рынка банковских продуктов и услуг на основе пластиковых карт и основные направления его развития.
Во второй глве проводится анализ деятельности ЗАО «Райффайезенбанка в разрезе экономических и финансовых показателей.
В третьей главе разрабатывается проект развития деятельности банка на основе пластиковых карт и выполняется оценка его эффективности.















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
1.1. Сущность банковских операций на основе пластиковых карт и их классификация

Основная функция любой пластиковой карты идентификация ее предъявителя. На лицевой стороне карточки обычно одну треть занимает поле, на котором располагается торговая марка эмитента. На обороте карточки сверху обычно располагается магнитная полоса, под ней полоса для подписи, сделанная из бумаги или путем напыления. Еще ниже дается информация об эмитенте и о том, как с ним связаться.
В действительности, большинство пластиковых карт является не просто идентификатором, а документом, позволяющим проводить финансовые операции: расплачиваться за товары или услуги, получать наличные деньги. Это становится возможным благодаря тому, что карта «привязана» к банковскому счету, и любая операция с ней отражается на состоянии этого счета. Такие карты называют платежными, или банковскими.
Отдельную категорию представляют собой карточки с микросхемой или как их еще называют чиповые. Они появились относительно недавно в карточном бизнесе, поэтому, несмотря на их явные во многих отношения преимущества, пока еще не потеснили карточки с магнитной полосой, поскольку требуют серьезной перестройки существующей технологии и сети обслуживания. Чиповые, или электронные карты могут являться многофункциональными и бывают следующих модификаций:
 микропроцессорные: карты памяти (memory cards), интеллектуаль-ные (smart cards), суперинтеллектуальные (supersmart cards);
 лазерные карты.
Микропроцессорная карта была изобретена в середине 70х (во Франции в 1974 году), но только в конце 80-х появились реальные возможности ее практического использования. К концу 1993 года было выпущено примерно 250 млн. электронных пластиковых карт, а в настоящее время их количество превысило 1 миллиард. Наибольшее распространение подобные карты получили во Франции.
Микросхема может быть использована как средство дополнительной защиты, и тогда карточка по-прежнему будет исполнять роль идентификатора. Но она же, благодаря своим качествам может служить и «кошельком», то есть нести изменяемую информацию о сумме счета.
На основе записанных в чипе сведений сделка по карточке может осуществляться в автономном режиме off-line, то есть без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции. Поскольку карточка хранит в себе информацию о сумме средств, имеющихся на банковском счете, то авторизация не требуется: если лимит превышен сделка попросту не состоится. Если же сумма операции меньше лимита, то в момент ее совершения сумма свободного лимита будет уменьшена и записывается новый остаток, который может быть использован при последующей покупке. При внесении денег на счет лимит восстанавливается, о чем делается новая запись в микросхеме.
Информационные возможности смарт-карты гораздо шире, чем у карточек с магнитной полосой. Кроме того, достоинством ее является возможность оперативного обновления данных в памяти микропроцессора. Чип имеет несколько степеней защиты, и подделать информацию, записанную в нем, очень трудно или вовсе невозможно. Если карточка украдена, и ненадлежащий владелец захочет ею воспользоваться для получения денег в автомате, то при не-правильном введении ПИН - кода чип разрушается, и карточка не может быть больше использована. Смарт-карты имеют относительно высокую стоимость (в 5-7 раз выше по сравнению с магнитными). Кроме того, их введение в оборот в странах, которые с начала создания системы карточных расчетов ориентировались на магнитные карточки, затруднено. Там установлены десятки и сотни тысяч единиц оборудования, не приспособленного для считывания информации с микросхем, а замена этого оборудования на устройства, совместимые со смарт-картами, потребовали бы крупных денежных вложений. Поэтому эксперты не ожидают быстрого внедрения смарт-карт в таких странах, как США, Канада, Бельгия. Хотя эксперименты по разработке международного стандарта на эти карточки проводятся крупнейшими карточными ассоциациями мира.
Каждая карта имеет «Персональный Идентиикационный Номер», или ПИН. Он представляет собой обычно четырехзначное число и фактически является паролем держателя карточки. Чаще всего ПИН автоматически вырабатывается программой персонализации карточек, одновременно в зашифрованном виде кодируется на магнитной полосе (или записывается в микросхему в зависимости от вида пластиковой карточки) и печатается на листочке внутри конверта, который затем выдается держателю карточки. Процесс создания и печати ПИН-конверта построен таким образом, что узнать ПИН может только человек, вскрывший конверт. Однако в некоторых системах используется ПИН, который придумывает сам держатель, при этом он может быть не четырехзначным. ПИН нужен для опознания законного держателя карточки, когда тот получает на-личные деньги или совершает покупки в магазине.
Рассмотрим классификацию карточек с точки зрения механизма расчетов. Здесь выделяют двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками рас-четов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки). В отличие от этого, многосторонние системы предоставляют владельцам карточек возможность покупать товар в кредит у различных торговцев и организаторов сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем позволяют также получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличности и так далее.
Некоторые авторы (например, Mr. SAYER Peter E.) выделяют в особую категорию платежные карточки (charge cards) как разновидность кредитных карточек. Их отличие состоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карточки должна погашаться полностью в течение определенного времени после получения выписки без права продления кредита.
Имеются различия в использовании карточек в системах, основанных на бумажной технологии (paper-based systems), или в электронных системах (electronic systems). В «бумажных» системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что является подтверждением дебетовать свой счет в банке. Затем торговый счет направляется эмитенту карточки как основание для выплаты соответствующей суммы торговцу (кредитование его счета) и списания денег со счета владельца карточки. В электронной системе держатель напрямую связывается с эмитентом через терминал.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 5
1.1. Сущность банковских операций на основе пластиковых карт и их классификация 5
1.2. Мировой опыт использования пластиковых карт 13
1.3. Состояние и проблемы рынка банковских продуктов и услуг в России 19
1.4. Основные направления развития рынка банковских продуктов и услуг на основе пластиковых карт 24
2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАФФАЙЗЕНБАНКА» НА РЫНКЕ РЕАЛИЗАЦИИ БАНКОСВСКИХ УСЛУГ 31
2.1 Общая характеристика банка и его пластиковых карт 31
2.2 Анализ основных экономических и финансовых показателей банка 44
2.3. Особенности расчетов с пластиковыми картами исследуемого банка 57
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 67
3.1 Стратегия совершенствования операций на основе пластиковых карт 67
3.2 Разработка мероприятий по реализации стратегии «Райффайезенбанка» 72
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий по реализации стратегии «Райффайезенбанка» 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖКЕНИЯ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
2. Положение Центрального банка РФ от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", раздел 1.
3. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2005. - 706 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.-465с.
5. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. - 1200 с.
6. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002.-273с.
7. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М.: Финансы и статистика, 1997.-346с.
8. Алексунин В.А. Маркетинг, краткий курс.- Москва, 2003 С.59.
9. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2004. 506 с.
10. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономик, 2003.-318с.
11. Банки и банковские операции в России / 2-е изд., перераб. и доп. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И.,/ под ред. д.э.н., проф. М.Х. Лапидуса, М.: Финансы и статистика, 2005- 368 с.
12. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004-364 с.
13. Банки и банковское дело/Под ред. И.Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2005. 256с.
14. Банковское дело. Учебник. Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2006. -672 с
15. Баркан Б. И., Ходяченко В. Б. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. М.: Аквилон. 2004. - 377 с.
16. Виханский О. С. Стратегическое управление М.: Изд-во МГУ. 2005. - 395 с.
17. Геращенко Екатерина. Источник: "Взгляд".
18. Голубков Е. П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2004. - 222 с.
19. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Академия на¬родного хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 2005. - 189 с.
20. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПб УЭФ,2002.-346с.
21. Зверев О.А. Организация планирования и контроля прямых продаж банковских продуктов//Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2005. С.237.
22. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 2001.-437с.
23. Каспин В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. М.: ГИНФО, 2006.-248с.
24. Ковалев В. В., Волкова О, Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник М.: Проспект, 2004. 459 с.
25. Лаврушин О.И. Мировые тенденции развития банковской деятельности и банковских технологий, М.: Финансы и статистика, 2005.-С.10.
26. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. М.: «Дело ЛТД», 2004 -128с.
27. Скляренко В.В. Банковский менеджмент: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-60с.
28. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. 3из., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2001.-208с.
29. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2005. - 706 с.
30. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.-465с.
31. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. - 1200 с.
Дополнительная литература:
32. http://www.srbsbrf.ru.
33. http://www.bankir.ru

Список дипломных работ по предмету деньги и кредит