Введение Понимание важности уважения к личности работника, без которого нельзя рассчитывать на эффективную работу, сложилось на Западе еще в межвоенный период. В конце XIX - начале XX в., особенно в США, преобладал взгляд на рядового работника как исполнителя, желающего уменьшить собственные затраты труда при максимизации зарплаты, безразличного к успеху фирмы и богатству общества. Весьма жесткий американский стиль жизни вполне адекватно отражался в гуманитарных науках - психологии, социологии, теории менеджмента. Закрепленные в конституции США положения о равноправии людей далеко не всегда находят практическое воплощение, особенно в тех случаях, когда дело касается разделения власти между менеджерами и рабочими. Члены движения человеческих отношений придерживались мнения, что истинно эффективный контроль над процессом труда исходит от самого работника, а не из строгой, авторитарной системы управления. Кроме того, принадлежащие к этой школе исследователи отстаивали необходимость и возможность социального давления в поддержку более просвещенного обращения с работниками. Однако ранние работы в области промышленной психологии и отбора персонала не нашли понимания у менеджеров-практиков, руководствовавшихся идеями доминировавшего в то время научного менеджмента. Ситуация коренным образом изменилась лишь после того, как в 1924 г. на заводе чикагской компании Western Еlесtric в г. Хоторне (штат Иллинойс, США) была проведена серия экспериментов по изучению производительности труда рабочих, известная как Хоторнские исследования.
Введение 3 I. Особенности школы человеческих отношений. 3 II. Мэри П. Фоллетт и её исследования 4 III. Исследования Элтона Мэйо. 5 IV. Хоторнский эксперимент 7 V. Школа поведенческих наук. 10 VI. Школа человеческих отношений и ее вклад в теорию и практику менеджмента 11 Вклад школы в развитие менеджмента: 11 Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов 12 Современные проблемы управления 12 Вывод 13 Список использованной литературы 15
1. Дафт Р.Л. Менеджмент. С-П издательство «Питер». 2000 2. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2000 3. Молл Е. Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. 4. Хорев А.И., Воронин В.П., Овчинникова Т.И. Эффективность управления персоналом в современных условиях. – Воронеж, ВГУ, 2001. 5. Хорев М.И., Овчинникова Т.И., Гоз О.М. Менеджмент предприятия. Воронеж: ВГТА, 2003 г. 6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С: Грибоедова, 1999.. 7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.