Введение
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей и воспитателей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.
Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.
В условиях господства семейного воспитания есть только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это, во-первых, разнообразные формы труда в семье, во-вторых, игра в ее самых разнообразных формах. Труд все более и более вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы быового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, в совершенно нерасчлененной форме становится основной формой жизни ребенка, всеобщей и единственной спонтанно возникающей формой воспитания детей. Замкнутый в круг семьи и семейных отношений, живущий в пределах своей детской, ребенок, естественно, отражает в играх главным образом эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к нему и друг к другу. Может быть, именно отсюда и создается впечатление существования особого детского мира и игры как деятельности, имеющей своим основным содержанием всевозможные формы компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений.
Воспитательно-образовательная система детского сада включает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельностей. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности - рисование, лепка и т. п., и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности - пение, ритмика, танцы, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики, и, наконец, ролевая игра.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема взаимоотношений старших дошкольников в игровой деятельности в психолого педагогической литературе 7
1.1. Особенности общения дошкольников со сверстниками 7
1.2. Характеристика форм общения со сверстниками в дошкольном возрасте 9
1.3 Значение игровой деятельности для психического развития ребенка 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимоотношений старших дошкольников в игровой деятельности 20
2.1. Программа эмпирического исследования 20
2.2.Результаты исследования, их интерпретация 30
Список литературы 40
Приложение 43
Список литературы
1. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. / Т. Антонова // Дошкольное воспитание.- 1975 - № 10. С. 16-18
2. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2005. 288 с.
3. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. 1987. - № 7. С. 30-35
4. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. С. 17-21
5. Калишенко, К.К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984. - №7 С. 23-25
6. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. 390 с.
8. Коломинский, Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей. / Я.Л. Коломинский // Дошкольное воспитание.- 1986. - №1 С. 34-36
9. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. / Я.Л. Коломинский. - Минск: Народная асвета, 1984.- 295 с.
10. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.Л. Кряжева. Ярославль: Академия развития, 2006. - 208 с.
11. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1986. 288 с.
12. Люблинская, А.А. Детская психология. / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. 412 с.
13. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.
14. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1975. 310 с.
15. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. 350 с.
16. Наш «взрослый» детский сад. / Под ред. Галаховой П.В. - М.: Просвещение, 1991. 309 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Учебник в 3 т. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2006. Т.3. 608 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Академия, 2007. 290 с.
19. Отношения между сверстниками в группах детского сада. / Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика, 1978. 390 с.
20. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения. / М.Ф. Панфилова. М.: ТОО ИнтелТех, 1995. 254 с.
21. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. 144 с.
22. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Просвещение, 1989. 199 с.
23. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. / Т.А. Репина. - М.: Просвещение, 1988. 209 с.
24. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. / Т.А. Репина //Дошкольное воспитание.- 1984. - №4. С. 16
25. Таджиабаева, Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. / Л. Таджиабаева // Дошкольное воспитание.- 1983. - №2. С. 32-33
26. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2003. 336 с.
27. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. 270 с.
28. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло. М.: Просвещение, 1987. 340 с.
29. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.
30. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
31. Эльконинова, Л.И. О предметности детской игры / Л.И. Эльконинова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психолоия. 2000. - №2.