Введение
Актуальность. Гостиничный комплекс является важнейшим элементом социальной сферы, а также играет большую роль в повышении эффективности общественного производства, и соответственно, росте жизненного уровня населения. Как показывает опыт, экономические преобразования последних лет не только не улучшили сервис в гостиничном хозяйстве, но в ряде случаев качество обслуживания в нем снизилось. Особенно это ощущают на себе иностранные туристы. Вместе с тем в последнее время появились и высоко- разрядные отели, которые нуждаются в менеджерах разных уровней.
Разумеется, на экономику отрасли гостиничного хозяйства влияют, прежде всего, экономические факторы (общее состояние экономики, средний доход на душу населения, уровень безработицы, обменный курс местной валюты, уровень налогообложения, банковский процент на кредиты и др.)- Вместе с тем большую роль на развитие отрасли оказывают и социально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов, уровень образования, образ жизни, возрастная структура, соотношение городского и сельского населения (городское население более подвижно), образ жизни, уровень преступности, развитие туризма и т.п.
Естественно также, что состояние отрасли непосредственно зависит от законодательства (налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др.)
На экономические показатели отеля влияют и внутренние факторы: принятая система управления и контроля (особенно система контроля за издержками), уровень предоставляемых услуг, а также трудовые отношения. Поэтому администрация отеля постоянно должна уделять внимание улучшению условий труда персонала, сокращению текучести рабочей силы и улучшению общей атмосферы в трудовом коллективе.
Цель работы: рассмотреть экономические аспекты деятельности гостинниц.
Введение 4 1. Особенности работы в сфере современного гостиничного бизнеса 6 2. Гостиница - самостоятельное хозрасчетное предприятие 14 3. Планирование как главное звено управления гостиницей 15 4. Доходы и расходы гостиницы 18 5. Экономия топливно-энергетических, трудовых и материальных ресурсов в гостинице 19 Заключение 21 Список использованной литературы 23
r\n1. Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. “Гостиничный и туристический бизнес”. - Москва, 2008.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - Москва, 2009.
3. Ваген Л. Гостиничный бизнес: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 416 с.
4. Герасименко В.Г. Основы туристического бизнеса. Учебное пособие. - Одесса, 2007.
5. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. проф. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 2002. - 352 с.
6. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. пособие / пер. с англ. Е.Ю. Драгныш. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 224 с.
7. Кабушкин Н.И. Организация туризма: Учебное пособие. - К: Знання, 2003. - 632 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 787 с.
9. Лесник А.П., Мацицкий И.П., Чернышев А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом. - М.: Инфра, 2006. - 239 с.
10. Осипенко И.Н., Дорофиенко В.В., Чернина И.В., Когонова Л.И. Менеджмент в гостиничном хозяйстве и туристическом бизнесе. Учебное пособие. - Донецк: ДонГАУ, 2003. – 210 с.