ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Для развития любой современной компании первостепенное значение имеют ее сотрудники, «человеческий капитал». Одной из важных особенностей «человеческого капитала» является его динамический характер: состав, структура «человеческого капитала» и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина «человеческого капитала». Разумеется, компания заинтересована в том, чтобы величина ее корпоративного «человеческого капитала» была как можно больше. Успешная деятельность любого предприятия зависит не только от квалификации персонала, но и от умелого использования кадров, эффективности управления ими. Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей предприятия путем использования труда, опыта, интеллекта и мотивов поведения людей с учетом их удовлетворенности трудом. В советский период представление об управлении персоналом сводилось к работе отделов кадров. Не всегда их сотрудники были профессионалами, их основными достоинствами были исполнительность и аккуратность. Реально даже в развитом мире усиленное внимание и значительные финансовые вложения в эту сферу стали производиться в последние годы в силу ужесточения условий конкурентной борьбы. Современные организации придерживаются мнения, что каждый человек неповторим и не похож на другого, и что те различия, которые люди приносят на рабочее место имеют собственную ценность. От работников уже не ждут, чтобы все они принимали одинаковые отношения и ценности. В компаниях приходят к пониманию того, что использование различий сотрудников способствует повышению конкурентоспособности на мировых рынках (благодаря применению новых талантов). В свою очередь в обмен на труд персонала, современные организации постоянно должны способствовать его развитию. Сотрудники должны развиваться как по своей инициативе, так и по инициативе своих работодателей. Сегодня, к сожалению, не каждый руководитель понимает необходимость разработки программы развития своего персонала, что приводит к большой потере человеческого капитала на многих предприятиях. Именно поэтому можно говорить, что данная тема особо актуальна в период серьезной борьбы на рынке труда. Цель настоящей работы – изучение методов развития персонала в компании. На основании данной цели были поставлены следующие задачи: • Дать понятие трудовым ресурсам и человеческому капиталу; • Определить современные подходы к развитию персонала в организации; • Изучить политику в данной области на примере конкретного предприятия. Объектом исследования стала компания «Домоцентр» Предметом исследования стала политика компании «Домоцентр» в области управления и развития персонала. Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения и списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА, КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5 1.1. Трудовой коллектив и управление профессиональной подготовкой в нем 5 1.2. Подготовка персонала. Профессиональная подготовка руководящих кадров 7 1.3. Оценка результатов деятельности сотрудников и управление продвижением по службе 13 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ «ДОМОЦЕНТР» 18 2.1. Краткая характеристика предприятия 18 2.2. Описание действующей системы развития персонала 19 2.3. Предложения по совершенствованию системы управлением развития персонала в компании 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 Приложение 1. Виды и формы обучения персонала Приложение 2. Схема планирования обучения персонала
1. Агаркова Е.А. «ПРОБЛЕМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ». Электронная статья. - http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/15.htm 2. Андерсен Э. «Как вырастить отличных сотрудников и превратить обыкновенных людей в замечательных исполнителей». – М.: Эксмо, 2008. – 368. 3. Афанасьева Т. «Россия обогнала Европу по качеству эффективности управления персоналом». – Российская бизнес-газета №642. – 26/02/2008. 4. Булатов А.С. «Мировая экономика: Учебник для вузов (под ред. Булатова А.С.) Изд. 3-е, перераб., доп». - М.: Экономистъ, 2009. - 860с. 5. Гундарин М.В. «Книга руководителя отдела PR». – СПб.: Питер, 2008. 6. Жданкин Н. Обучение персонала как фактор успеха // Управление персоналом. 2008. № 18 (172). С. 65-68. 7. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. «Управление персоналом организации. Стратегия. Маркетинг. Интернационализация. Учебное пособие». – М.: Инфра-М, 2009. – 301. 8. Коновальчик В.В. «Построение процесса обучения персонала в рамках общей системы развития персонала». - HRMagazine. – 2009. – №7-8 9. Лукичева Л.И. «Управление организацией: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» под ред. Ю.П.Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 360. 10. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. 11. Маркина И. «Управление развитием персонала». – Электронная статья. 18.10.2007. http://www.hr-portal.ru/article/upravlenie-razvitiem-personala 12. Нелюбина М. «Подходы к оценке эффективности инвестиций в персонал». – Электронная статья. http://www.it-hrm.ru/library/detail.php?IBLOCK_ID=12&ID=2131 13. Николева Д. «Российские кадры отзывчивы на инвестиции». – Коммерсантъ, № 26(3843). - 16.02.2008. 14. Николаева И.П. «Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов». - М.: Вузовский учебник, 2008. - 186с. 15. Островский Э.В. «Психология управления». – М.: Вузовский учебник, 2008. – 249. 16. Понятие трудового коллектива. Электронная статья. http://psylist.net/uprav/ponat2.htm 17. Рыбалкин В.Е. «Международные экономические отношения. 7-е издание». - М.: Юнити, 2008 г., 591с. 18. Свистунов В. «Определяется она комплексной стратегией организации». - Служба кадров и персонал № 8 2004 19. Туленков Н. «Особенности управления кадровым потенциалом современной организации». – Электронная статья 05.09.2008. http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=951 20. Ужакина Ю. «Забудьте слово «обучение» по отношению к топ-менеджерам». – Электронная статья. http://www.bizeducation.ru/library/management/hrm/teach/11/teach_uzhakina5.htm 21. Фитценц Я. «Рентабельность инвестиций в персонал: изменение экономической ценности персонала» пер. с англ. Меньшикова М.С., Леонова Ю.П. – М.: Вершина, 2008. – 320. 22. Фоминский И.П. «Глобализация. Новое качество мировой экономики». - Москва: Магистр, 2009. 23. Шеверницкая О.М. «Система обучения торгового персонала на примере Холдинговой компании «ДОМОЦЕНР». – Электронная статья. http://www.superc.ru/zayavka/d06.php