ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Совокупность особенностей свойств нервной системы ин¬дивида объединяются понятием темперамента. Особенности темперамента личности тесно связаны с большим количеством индивидуально-психологиче¬ских особенностей личности: это и характерные коммуникативные особенности и прочих социальных взаимодействий, образ мышления, особенности эмоцио¬нальной сферы, а так же отчасти характер, и, в особенности, стиль профессио¬нальной деятельности. Данные обстоятельства делают изучение темперамента достаточно актуальной темой. Другим важным индивидуально-психологическим свойством индивида является внимание. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оцен¬ку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих ав-торов. Внимание в своих субъективных и объективных проявлениях ярко демонстрирует системность психической деятельности человека. Любая форма такой деятельности, будь то активное восприятие, углубленное размышление, сосредоточение на образах памяти или на качественном выполнении сложных двигательных координации — предполагает, требует, а то и является прямым выражением работы внимания. Более того, внимание всегда связывалось с такими фундаментальными понятиями психологии, как сознание и воля. Отсюда понятно, что судьба проблемы внимания и история его обсуждения были неразрывно связаны с историей психологии, ее поворотами, зигзагами и кризисами. Было даже время, когда понятие внимания устранялось из научной психологии, объявлялось фикцией и источником псевдопроблем. Вместе с тем взаимосвязь обоих данных индивидуально-типологических свойств является достаточно неразработанной. Целью нашей работы является изучение взаимосвязи типов нервной системы и особенностей внимания.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ТИПОЛОГИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТЯМ ВНИМАНИЯ 5 1.1. Основные теоретические положения по проблеме типологии нервной системы 5 1.2. Внимание как познавательный процесс: свойства и особенности 13 Выводы по Главе 1 20 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ 21 2.1. База и методы исследования 21 2.2. Анализ результатов исследования 28 Выводы по Главе 2 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 ПРИЛОЖЕНИЯ 37
1. Белоус В.В. Психология индивидуальности. — М., 1996. 2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пя-тигорск, 1990. 3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. — 336 с. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т.3. — М., 1983. — 368 с. 5. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974. — 101 c. 6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972. — 159 с. 7. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. — 80 с. 8. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. — М., «Просвещение», 1990. 9. Ковалев А.Г., Мясищев В.И. Темперамент и характер: Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 10. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1996. 11. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990. 12. Основы психофизиологии / отв. ред. Ю.И. Александров. — М.: ИНФРА — М. 1997. 13. Павлов И.П. Полное собр. соч.: в 6 т. — М.-Л., 1981–1982. 14. Практикум по общей психологии/ Под ред. А.И.Щербакова. — М.,1990. — 274 с. 15. Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. — М., 1996. — 176 с. 16. Психология внимания: хрестоматия. — М., 2000. — 816 с. 17. Психология индивидуальных различий (тексты) /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова — М. изд-во МГУ, 1982 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1940. — 496 с. 19. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. — М., 1990. 20. Стреляу А. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1992.