Введение Актуальность. Личность педагога всегда рассматривалась в образовании как один из ведущих факторов, обеспечивающих его качество. Процессы, характерные для сегодняшнего состояния отечественного образования, еще больше актуализировали обращение психолого-педагогических наук к личности и деятельности педагога, его профессиональной компетентности. Связано это, прежде всего, с предъявлением новых требований к качеству образования, сменой образовательных парадигм и подходов, внедрением образовательных стандартов нового поколения, определяющих компетентностную ориентацию содержания и результатов обучения. Учет таких требований в профессиональной сфере на фоне глубоких преобразований не только в системе российского образования, но и в целом в российском обществе, социально-экономической жизни страны, с одной стороны, создали условия для активной творческой деятельности педагога, формирования и реализации инновационного мышления, с другой – обусловили «утяжеление» старых, традиционных и появление новых проблем и трудностей в повседневной педагогической практике. Остаются актуальными проблемы, связанные с трудностями учителя в педагогической деятельности, определением природы затруднений, разработкой эффективных моделей, алгоритмов, технологий их преодоления. Как следствие недостаточности в изучении психолого-педагогических механизмов возникновения затруднений, их разрешения в педагогической деятельности наблюдаются: снижение эффективности педагогического труда, рост неудовлетворенности работой педагога, чрезмерная психическая напряженность, накопление профессиональных деформаций. Практика показывает, что в процессе профессионального развития, в том числе в период обучения в вузах, на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов не ориентируют на овладение приемами профессиональной самодиагностики, методиками своевременного выявления и конструктивного преодоления профессиональных педагогических затруднений. Изученность вопроса. Актуальность данной проблемы подтверждается также формированием нового научного направления – педагогической акмеологии, которая исследует достижения профессионализма в труде педагога. Педагогическая акмеология находится на стыке общей, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии управления, педагогики и тесно связана с научной организацией педагогического труда, культурой, социологией и философией. В настоящее время для педагогической акмеологии значимыми являются работы, посвященные целостному профессиональному развитию личности учителя (А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.). В рамках данного направления активно исследуется проблематика общих и специальных педагогических способностей (Т.А. Артемьева, Е.И. Рогов, Г.К. Селевко и др.), достаточно полно представлены результаты изучения процесса становления, развития мотивации к педагогической деятельности (В.Г. Асеев, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др.), профессионального самосознания педагога (Л.В. Кандыбович, Л.М. Митина и др.), общения в процессе педагогической деятельности (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Б.Д. Парыгин и др.). Названные исследования в значительной степени облегчают на теоретическом уровне рассмотрение и решение проблемы преодоления педагогических трудностей в современной системе образования. Целью данной курсовой работы является обоснование современных педагогических трудностей учителя, а также адекватного выбора стратегий их преодоления в педагогической практике и в системе профессиональной подготовки педагога. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. проанализировать доступную психолого-педагогическую литературу по теме; 2. изучить психолого-педагогические трудности современного учителя; 3. рассмотреть пути преодоления психологических трудностей работы педагога; 4. провести практическое исследование психологических трудностей педагога профессионального образования. В процессе работы над темой использовались следующие основные методы исследования: теоретические — анализ и синтез, интерпретация; эмпирические — тестирование; специальные — изучение продуктов диагностической деятельности испытуемых, методы статической обработки полученных качественно-количественных данных. Данная работа имеет традиционную структуру. Она содержит Введение, Основную часть, Заключение и Список использованной литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами: Глава I Теоретические представления о психологических трудностях в работе педагога профессионального образования и о возможностях их преодоления и Глава II Практическое исследование психологических трудностей педагога профессионального образования. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников. Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и в использовании при проведении научных исследований подобной тематики или практическом консультировании.
Содержание Введение 3 Глава I Теоретические представления о психологических трудностях в работе педагога профессионального образования и о возможностях их преодоления 6 1.1. Психолого-педагогические трудности современного учителя 6 1.2. Пути преодоления психологических трудностей работы педагога 13 Глава II Практическое исследование психологических трудностей педагога профессионального образования 20 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 20 2.2. Методика исследования 21 2.3. Результаты исследования 23 2.4. Обсуждение результатов 24 Заключение 31 Список использованной литературы 33
Список использованной литературы 1. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 94-104. 2. Бостанджиева Т.М. Проблема освоения профессиональными педагогами психологического содержания в личностно-ориентированном подходе // Инновации в образовании. 2003. № 4. С. 49-56. 3. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. - Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Спб. : СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. 50 с. 4. Володина Т.В. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор развития жизненной стойкости педагога // Психология обучения. 2008. № 12. С. 95-102. 5. Глушкова Н.И., Борисенко Н.В. К проблеме оказания психологической помощи учителю в условиях социального стресса // Успехи современного естествознания. 2007. № 5. 6. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 210-219. 7. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб., 2002. 8. Дронова Т.А. Нравственно-психологическое здоровье педагога // Мир образования - образование в мире. 2009. № 2. С. 49-63. 9. Ермолаева Н.А. Социально-психологический тренинг как способ укрепления профессионального здоровья педагога // Журнал прикладной психологии. 2006. № 1. С. 104-106. 10. Касимова С.Г. Психологические условия преодоления субъективного переживания коммуникативных трудностей учителей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. Т. 1. № 3. С. 141-145. 11. Круглова Е.А. Психологические аспекты профессиональной деформации педагога // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. С. 24-28. 12. Лекерова Г.Ж. Результаты исследования влияния психологического сопровождения на развитие мотивации студентов-педагогов и педагогов практиков // Психология обучения. 2008. № 9. С. 93-107. 13. Малышко С.В. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 59. 14. Медведева В.Е. Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 109. С. 181-185. 15. Митина Л.М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 28-34. 16. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М. : ВЛАДОС, 1998. 220 с. 17. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи : Талант, 1996. 144 с. 18. Сыманюк Э.Э. Психологические детерминанты развития выученной беспомощности у педагогов // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 1. С. 208-217. 19. Уразаева Ф.Х., Нурмухаметова А.А., Уразаев К.Ф., Найденова Л.И. Психологические особенности формирования эмоционального выгорания педагогов // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 119-120. 20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 21. Шингаев С.М. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения профессионального здоровья // Психология обучения. 2009. № 10. С. 4-12.