Понятие субстанции и материи в истории философии. Свойства и фундаментальная специфика материальных объектов бытия. Вещество и поле как основные формы проявления материи. Современные научные представления об иерархической системно-структурной организации материального мира на уровне неживой природы, на биологическом и социальном уровнях (в биосфере и в социуме).
Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции при этом может быть принципиально различным: в качестве субстанции можно мыслить как материальное начало, так и идеальное (например, абсолютная идея у Гегеля и др.), а с середины − конца XIX века на роль такой субстанциальной основы мира все чаще стали выдвигать различные иррациональные динамические силы и реальности ("жизненный порыв" А. Бергсона, "воля к власти" Ф. Ницше и др.). Монизму противостоят различные дуалистические и плюралистические концепции (дуализм Р. Декарта, монадологический плюрализм Г. В. Лейбница, плюралистическая концепция прагматизма У.Джеймса.)
Все философские концепции, признающие важность онтологической проблематики (проблематики бытия) и разрабатывающие ее с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живем и частью которого являемся, − это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Хотя ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. Сознание же при таком подходе понимается как особое свойство материи, присущее не всем телам во Вселенной, а только высшим формам ее организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как неотъемлемые характеристики материи, то есть такие ее свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи. Таким образом все многообразие материалистических концепций явно тяготеет к монистическому взгляду на мир, а в качестве субстанции, то есть основы мира, в них выступает понятие материи.
В многовековой истории развития материалистического мировоззрения можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой подхода к определению понятия материи. Один из них, получивший широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".
Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже − в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), − это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.
Каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции?
1. Материя − исходный "субстрат", "материал", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной (Левкипп, Демокрит)
2. Материя − бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве (Д. Дидро).
До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука разграничивала два вида материи - вещество и поле.
Еще в конце XIX-начале XX века поле определяли как непрерывную материальную среду, а вещество − как прерывное, состоящее из дискретных частиц. Однако развитие квантовой физики выявило относительность разграничительных линий между веществом и полем. Только на макроуровне, когда можно не принимать во внимание квантовые свойства полей, их можно считать непрерывными средами. Но на микроуровне поля предстают как состоящие из квантов, которые можно рассматривать в качестве частиц, обладающих одновременно и корпускулярными, и волновыми характеристиками.
Свойствами материальных объектов являются движение и покой, пространство и время.
Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение». Покой выступает как момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия.
Время характеризует последовательность смены объектов процессов, длительность их бытия и характер развития. Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и объектов, их протяженность, их отдаленность и расположение относительно друг друга.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство.
Совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы называется структурой.
Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни.
В неживой природе различают такие уровни: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир мегамир в целом.
Строение материи на биологическом и социальном уровне
В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.
На определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря орудийной деятельности превращают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы человеческое общество. В социально организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.
Многообразие подходов к анализу феномена культуры в философии. Варианты определений понятия культуры. Культура материальная и духовная, их соотношение и взаимосвязь. Культура как мера развития человека. Проблема типологии и классификации культур.
В течение многих столетий слово "культура" соотносилось с отдельными людьми и им выражались образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В словаре В. Даля "культура" − это образование, умственное и нравственное. Кроме того, культура − это обработка и уход, возделывание. В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употребляется и в наши дни. В "Философском словаре" Д. Жюлиа (Франция) написано: "Культура − это социальное и интеллектуальное формирование индивида. Д. Жюлиа не останавливается а этом и пишет далее о типах культур, о цивилизованных нравах, однако его исходное определение фактически фокусируется на культуре индивида. Начиная с эпохи Возрождения "культура" все больше становится, наряду с исконным своим значением (формированием индивида), также и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию. Чаще всего культура − это наука и искусство. С XVIII века оно уже вошло в обиход социальной мысли для анализа широкой сферы социальной реальности. В марксизме под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, т. е. духовная и материальная культура общества. В позднейшей марксистской литературе, например в "Философском словаре" 1980 года, эта трактовка закреплялась лишь за культурой в узком смысле слова. Культура, читаем мы здесь, − это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества; в более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.). В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина "культура" как нечто противоположное "цивилизации": культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация − нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой.
1. Понятие субстанции и материи в истории философии. Свойства и фундаментальная специфика материальных объектов бытия. Вещество и поле как основные формы проявления материи. Современные научные представления об иерархической системно-структурной организации материального мира на уровне неживой природы, на биологическом и социальном уровнях (в биосфере и в социуме). 3
2. Многообразие подходов к анализу феномена культуры в философии. Варианты определений понятия культуры. Культура материальная и духовная, их соотношение и взаимосвязь. Культура как мера развития человека. Проблема типологии и классификации культур. 7
Библиографический список 14
Библиографический список
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. − М.: ООО "ТК Велби", 2003 - 256 с.
2. Барулин В. С. Социальная философия. М., 2000. − С. 411.
3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. − М.: Республика, 2003. − 623 с.
4. Культура // Новая философская энциклопедия. М., 2001. − Т. 2. − С. 341.
5. Солонин Ю. Н. Культура и духовный мир человека // Основы современной философии.− СПб., 2001. − С. 339.
6. Спиркин А.Г. Философия. − М.: Гардарики, 2002. − 736 с.
7. Философия / Под ред. Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 245 с.