Введение
1.1.Актуальность и научная разработанность проблемы.
Понимание процессов, происходящих в жизни современной молодежи России, неотъемлемо от существенно более общих социальных проблем современного российского общества, начиная от общетеоретического социологического осмысления современных социокультурных процессов трансформации страны и кончая проблемами глобализации и модернизации.
Если сравнить нынешнее социальное положение молодежи с ее положением в 1990 году, то наиболее радикальные изменения обнаруживаются в труде, образовании, материальном положении и досуге.
Роль молодежи в сфере занятости, ее трудовой потенциал остается высоким около 3/4 занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако это не исключает нарастающей безработицы среди молодежи, значительная часть которой работает в государственном секторе.
Конфликт между потребностью молодежи в трудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является наиболее актуальным сейчас. Молодые люди в возрасте до 30 лет, по данным государственной статистики, составляют около трети безработных, зарегистрированных на бирже труда. Особый размах приобрела «скрытая безработица», создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. Ею охвачено более 1/4 работающей молодежи .
Актуальность выбранной темы становится достаточно очевидной, так как анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации за предшествующие годы показывает, что процесс обновления российского общества привёл к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятельности людей и породил много новых, нередко острых и неоднозначных проблем.
С одной стороны, появились новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды деятельности, значительно расширились возможности проявления инициативы, а с другой усилилось социальное неравенство. Социальные, политические и экономические изменения в российском обществе привели к расслоению населения по социально-экономическим характеристикам. Такое расслоение коснулось и молодого поколения, что наиболее ярко проявилось на рынке труда.
Слабая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека.
Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам, имеющим практический опыт работы. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров. Сдерживает прием на работу молодых людей необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных
Молодёжь сегодня составляет шестую часть населения планеты (более 1 миллиарда человек) и им предстоит определять, каким будет будущее в 21 столетии. Иными словами, молодёжь сегодня должна представлять собой экономическую, политическую и социальную силу.
Что происходит с молодёжью сегодня?
Социологические, экономические и культурные аспекты молодёжи претерпели значительные изменения в результате демографических изменений и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи и условий на рынке труда.
Некоторые из молодых людей чувствуют, что они не всегда находят свои собственные интересы, отражённые в общественной и социальной политике. Некоторые молодые люди нашли своеобразное убежище в индифферентности и индивидуализме, в то время как другие пробуют формы самовыражения, которые зачастую являются неумеренными или даже находятся на пределе законопослушания.
Большинство, хотя и желают влиять на общественную жизнь, не нашли подходящих путей для реализации желаний такого рода. Все вышеперечисленные факторы ведут к социальной изолированности молодёжи, её отчуждённости в обществе.
Наличие работы даёт возможность молодым людям найти своё место в обществе, достичь экономической независимости и осознать свои личные стремления. Общество, которое не в состоянии предложить конкретные возможности на рынке труда молодым людям рискует войти в порочный круг безработицы, обособления и социального распада. Обеспечение молодёжи доступом на рынок труда вносит свой вклад в социальную стабильность с точки зрения экономического роста и благополучия.
Молодые люди очень заинтересованы возможностями, доступными для них на рынке труда. Они осознают, что наилучший путь для социальной интеграции возможность найти работу. Иметь работу для них означает приобретение статуса взрослого человека, чувства самоуважения, денег, независимости и возможности расширить свои социальные контакты. Молодые люди, отрезанные от работы, теряют жизненно важный шанс получения новых перспектив.
Молодые люди готовы работать, но поиск хорошей работы становится всё более затруднительным. Молодёжь знает о том, что возможность устроиться на работу и, соответственно шансы на рынке труда, возрастают при наличии хорошего образования и навыков, а также при наличии факта учёбы в школе или университете другой страны. Это осознание всё больше тяготеет над ними. На протяжении последних лет, к сожалению, ситуация значительно ухудшилась в области взаимодействия образования, обучения и рынка труда. Уровень молодёжной безработицы остаётся весьма высоким по сравнению с общим уровнем безработицы.
Даже наличие образования и квалификаций не может гарантировать им работу, конкурс на получение рабочего места становится всё более жёстким. Успех на рынке труда в значительной степени зависит от личных обстоятельств и опыта.
В то же время необходимо избегать появления новых форм социальной изолированности в сфере новых инноваций и технологических изменений. Возрастает количество молодых людей, которые рано покидают школу, то есть в лучшем случае оставляют систему образования, получив лишь среднее образование.
Этот факт, несомненно, отразится на порочном круге, в который входят детская бедность и риск технологического дележа: например, люди с высоким доходом в три раза чаще могут использовать Интернет, чем люди, входящие в группу низкого дохода. В связи с этим, люди, входящие в группу низкого дохода, имеют меньший доступ к технологиям. Вследствие этого, они испытывают больший риск факта изолированности от общего социального и культурного развития и на рынке труда.
Степень разработанности проблемы. Проблемы трудоустройства, особенно молодёжи, относятся к числу особо актуальных в современном социальном знании. В процессе развития социологии этой важной теме уделяли своё внимание Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. И. Кравченко, В. Т. Лисовский, Б. А. Ручкин, П.А. Сорокин, М. Мид, В.А. Ядов, Ж.Т. Тощенко, П.Д. Павленок, О. В. Ромашов, А.И. Ковалёва и др.
В настоящее время в научной литературе и публикациях в периодической печати проблеме молодёжной безработицы уделяется большое внимание. В частности, проблему становления молодёжи как субъекта общественного воспроизводства, основные тенденции изменения её роли и места в этом процессе в условиях реформирования российского общества рассматривают такие авторы, как Ю.А. Зубок, В.И. Чупров.
В своих работах они анализируют изменение социального статуса молодёжи, положения молодых в материальном и духовном мире.
Наиболее полные исследования в области молодёжных проблем были проведены А.И. Ковалёвой, В.А. Луковым. Авторами рассматриваются вопросы социализации молодёжи, проблемы, связанные с обретением ею социального статуса, а также рассматривают концептуальные основы молодёжной политики .
Большую помощь в осуществлении исследования оказали труды B.C. Боровика, В.А. Похвощева, В.М. Плаксий, Ю.М. Плюснина, О.В. Ромашова, Л. И. Старовойтовой, Т. Ф. Золотарёвой. Социальные аспекты институтов рынка труда, сущность безработицы более детально изучает А.Г. Козлов. В своей книге он предлагает конкретные подходы к исследованию такого явления, как безработица. В ней он анализирует причины возникновения безработицы, её виды и уровни.
Однако, несмотря на широкое освещение в различной литературе проблем занятости молодёжи, ситуации на рынке труда, некоторые её аспекты остаются без должного внимания исследователей.
Острота данной проблемной ситуации обуславливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности для реализации молодежью своих жизненных стратегий.
Содержание
Введение 4
1.1.Актуальность и научная разработанность проблемы. 4
1.2. Проблемная ситуация 9
1.3 Объект исследования. 9
1.3.1 Теоретический объект. 9
1.3.2 Эмпирический объект исследования. 10
1.4 Предмет исследования. 11
1.5. Цель исследования. 11
1.6. Задачи исследования. 13
1.7 Теоретические основы исследования. 15
1.8 Эмпирические признаки объекта. 18
2. Методологическая часть 19
2.1. Концептуальная схема исследования. 19
2.1.1. Теоретическая интерпретация объекта и предмета исследования. 27
2.1.2. Операциональная схема понятий. 29
2.2. Переменные исследования 30
3.Методическая часть 32
3.1. Методы сбора информации. 32
3.2. Обоснование выборочного метода. 34
3.3. Место и время проведения исследования. 34
3.4. Выборочная совокупность. 34
3.5. Эмпирическая интерпретация переменных. 35
3.6. Измерительная интерпретация показателей. 36
3.7. Модель анкеты. 37
4. Организационно-аналитическая часть. 40
4.1. Статистический анализ данных. 43
4.2. Анализ данных и проверка гипотез 51
Заключение. 57
Список литературы 59
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. От прошлого к будущему. М., ДиС. 2004.
2. Бриджес У. Как процветать на рабочем месте без рабочих мест. М, Персеус Паблишинг; 2005
1. Вишневская Н. Государство на рынке труда - изменение стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. 2006.
2. Егиазарян Г.Е. Молодежь на рынке труда - СПб.: Изд-во СПб. отделения РАЕН, 2004.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
4. Куприн, В.Д. Социально-экономическое положение и ориентации молодежи в сфере труда и занятости: С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. - СПб., 2000.
5. Махов, Д. В. Молодежная безработица и ее социальные последствия: - СПб., 2004.
6. Молодежь России. Социальное развитие. М., 2002.
7. Никольская Г.К. Некоторые проблемы молодежной занятости / Г. К. Никольская // Труд за рубежом. - 1999.
8. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности / Е. Л. Омельченко // Социологические исследования. - 2002. - N 11.
9. Полякова Н. Незанятая молодежь: социально-экономический портрет и поведение / Н. Полякова // Человек и труд. - 1999. - N 4.
10. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003.
11. Селиванова О. Занятость молодежи - стратегическая проблема / О. Селиванова // Человек и труд. - 2003. - N 3.
12. Социальные службы для подростков и молодежи / Институт молодежи. М., 2003.
13. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, 1994. Ч. 1.
14. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленко. М.: ГАСБУ, 1993.
15. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. М.: РГСИ, 2003.
16. Философский энциклопедический словарь. - М.:ИНФРА-М, 2005
17. Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. 1994. Вып. 6.
18. Шмидт В.Р. Молодой специалист на предприятии Запада: подбор формы работы и поддержка / В. Р. Шмидт // Труд за рубежом. - 2003. - N 1.
19. Шувалова В.С. Проблемы занятости выпускников учебных заведений / В. С. Шувалова, О. В. Шиняева // Социологические исследования. - 1999. - N 11.