Введение В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства — от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство — Арабский халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру – ислам . С течением времени Халифат раздробился на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего Востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохраняют религиозную общность. Ислам распространился и в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например в Индонезии, в Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье. Новое мировоззрение, принесенное исламом, изменило культурный облик покоренных народов. Литераторы, музыканты и художники избавились от вольнодумия и вседозволенности, господствовавшие в доисламский период и стали опираться в своем творчестве на каноны Ислама. Наивысший расцвет мусульманской культуры пришелся на IX-XII века, когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, определившие идеологию, традиции, нравственные нормы, психологию и поведение мусульман. "Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор. Культура – широкая область, охватывающая самые различные стороны социальной жизни народа, его материального и духовного развития. Из всей совокупности аспектов, которые имеют отношение к изучению этой темы, особо можно отметить те, которые касаются мусульманского искусства, включающего в себя архитектуру, каллиграфию, декоративно-прикладное искусство, и музыку.
Введение 3 1. Ислам - основа арабской культуры. Основные течения в исламе 4 2.Исламская концепция миропорядка, социальный идеал, представление о прогрессе и регрессе особенности исламского менталитета 6 3.Политическая культура исламского мира 9 4. Наука и художественное творчество 11 Заключение 14 Список литературы 15
1. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1992. 2. Бачинин В.А. Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 3. Бибикова О.П. Калам острее сабли // Восточная коллекция, 2005. - № 1 (20) 4. Васильев А.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). - М.: Тесей, 1993. 5. Ислам /Сост. В.В.Юрчук. – 2-е изд. – Мн.: Соврем. слово,2006. 6. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сборник статей. - М.: наука, 1992. 7. Ким Г.Ф. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М.: Наука. 2003. 8. Культура стран Арабского халифата. – Электронный ресурс: Культура и цивилизация, http://i-art.udm.ru/caliphate.htm. 9. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. – М.: Институт Ближнего Востока, 2005. 10. Филоник А.О., Вавилов А.И. Саудовская Аравия: поиски внутренней гармонии. - М.: Радуга, 2004.