Введение Актуальность темы исследования. Институт права граждан на обращение в России имеет точную историческую дату появления. Он зародился в 1497 году с утверждением на Руси Судебника, который предоставил право подавать челобитные вплоть до самого государя [1,c.12]. На протяжении трех последующих веков формировалось само право на обращение. Говоря современным языком, уточнялись субъекты обращений, порядок работы и меры ответственности. Так, Петр Первый предписывал при рассмотрении жалоб решать дела «по регламенту, по присяге, по злобе не посягая, по дружбе и свойству не маня». В эпоху Екатерины Второй введено разделение обращений для рассмотрения в административном и судебном производстве. Позже был установлен особый порядок производства по каждому виду обращений, введено обязательное уведомление заявителя о положении дел и об окончательном рассмотрении или передаче жалобы в другую инстанцию [1,c.12]. После 1917 года создавались специальные службы и бюро по работе с жалобами, а контроль за соблюдением прав трудящихся на протяжении 50 лет регулировался постановлениями ЦИК СССР и ЦК КПСС. Вслед за принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации, статья 33 которой закрепила право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, встал вопрос о законодательном закреплении порядка реализации этого конституционного права. ДП-2068752-080505-УП1-19-11 Лист № докум. Подп. Дата Студент Совершенствование работы с об-ращениями граждан в муници-пальном районе (на примере администрации Егорьевск ого муниципального района) Лит. Лист Лис-тов Руковод. Денисова ЖА У 5 Консульт. Н. контр. Зав. каф. Сапожников СС Поэтому Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который с небольшими уточнениями продолжал действовать на территории современной России, уходит в историю после вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1,c.13]. Практика работы с обращениями граждан показывает, что исполнительная власть остаётся главным гарантом гражданских прав, к которому обращены надежды подавляющего большинства граждан России. Потому именно по тому, насколько успешно будут функционировать административно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан, насколько чутко и эффективно будет реагировать на обращения граждан исполнительная власть, будут судить об эффективности и состоятельности государства в целом. Современные социально-политические процессы мотивируют задачи в направлении повышения уровня доверия к государству, без чего никакое прогрессивное развитие невозможно. И роль института обращений граждан в этой части огромна. Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Наряду с судебной защитой, защита административная, проявляющаяся в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и принятии ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека, его прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения наро-довластия[2,c.45].
ВВЕДЕНИЕ 5 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ 8 1.1 Понятие и сущность работы с обращениями граждан в муниципальном районе 8 1.2 Правовые и организационные основы работы с обращениями граждан в муниципальном районе 12 1.3 Критерии эффективности работы с обращениями граждан в муниципальном районе 19 2 АНАЛИЗ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАЦИИ ЕГОРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 25 2.1 Характеристика социально-экономического развития Егорьевского муниципального района 25 2.2 Анализ деятельности Администрации Егорьевского муниципального района 32 2.3 Анализ работы с обращениями граждан в Администрации Егорьевского муниципального района 39 2.4 Задание на организационный проект 54 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАЦИИ ЕГОРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 59 3.1 Мероприятия по совершенствованию работы с обращениями граждан в Администрации Егорьевского муниципального района 59 3.2 Эффективность проекта 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87 Приложения 96
1 Миронов, М. А. Обращения граждан как конституционно-правовой институт :Проблемы реализации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. /М. А. Миронов ; Науч. конс. Г. В. Атаманчук. - М.,2002. -48 2 Гредин А.Л. Роль исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в работе с обращениями граждан// Практика муниципального управления, № 3-2010 – с.45 3 Зотов В.Б.Муниципальное управление. Учебник, М., ЮНИТИ - ДАНА, 2008 – 493 с. 4 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // [электронный ресурс] 5 Закон Московской области «О муниципальной службе в Московской области» № 137/2007-03 от 24 июля 2007 г// [электронный ресурс] 6 Подсумкова А. А. Муниципальное управление Саратов: ИВЦ, 2008 – 234 с. 7 Система муниципального управления. Учебник для ВУЗов под ред. Зотова В.Б.- Р-н-Д:Феникс, 2010 – 717 с. 8 Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. М: КНОРУС, 2008 – 493 с. 9 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д, Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Р-н-Д: Феникс, 2007-608 с. 10 Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2009 -552 с. 11 Зацепин И.Н. О сложившейся системе работы с обращениями граждан в Свердловской области и основных направлениях по ее дальнейшему совершенствованию// Городское управление, № 2-2010 - с.42 12 Кокорина Л.В. О повышении эффективности документооборота оргfнов местного самоуправления // Практика муниципального управления, № 3- 2009, с.53 – 56. 13 Данные официального сайта администрации Егорьевского района // http://egoradmin.ru 14 Итоги социально-экономического развития Егорьевского района Москов-ской области за 2010 год // http://egoradmin.ru 15 Положение об Администрации Егорьевского района Московской области, утв. Советом депутатов 12.06.2007// http://egoradmin.ru 16 Положения о работе со служебными документами и обращениями граждан в администрации Егорьевского района № 5 от 12 февраля 2008 года. 17 Мельников К. Эффективность внедрения СЭД при работе с обращениями граждан// Вопросы государственного и муниципального управления № 2-2010, с.70 18 Гавердовский А. Концепция построения систем автоматизации документооборота // Открытые системы – 2008. №1 – с.29 – 33. 19 Ефимова О.А. Современные системы автоматизации делопроизводства // Секретарское дело 2008, №4., с.51 20 Государственное и муниципальное управление. Уч. пособие под ред. Профессора Коваленко Е.Г. М:ИНФРА-М, 2008 – 409 с. 21 Дрындина Е.М. Эффективность ЭДД в муниципальном управлении// Практика муниципального управления, № 2- 2009, с.60 22 Смирнов С. Организация работы интернет - приемной во внутренних документах организации// Практика муниципального управления, №4, 2009 – с.71 23 http://www.interface.ru – корпоративные информационные системы 24 Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие/ В.Н., Парахина ; Е.В. Галлеев; Л.Н, Ганшина- М:КНОРУС, 2008 – 496 с. 25 Бабун Р.В. Современные проблемы местного самоуправления// материалы форума глав муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока// 06.06.2008 26 Богданова С.И. Взаимодействие власти и общественности в муниципаль-ном образовании // Муниципальное управление № 4. 2006 – с.51 27 Проблемы повышения эффективности государственной власти и управле-ния в современной России ред. Игнатов В.Г Р-на-Дону 2004 – 466 с. 28 Вильямский В. С., Дедяев В. М. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. – Ростов н/Д, 2006 – 548 с. 29 Выдрин И. В., Кокотов А. Н.Муниципальное право России. – М: Вершина., 2007 – 389 с. 30 Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимо-действия// Муниципальное управление, 2006. № 3 – с.62 31 Проблемы повышения эффективности государственной власти и управле-ния в современной России ред. Игнатов В.Г Р-на-Дону 2004. 32 Разворотиева С.В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления . Перспективы и пути развития/ опубликовано на сайте Всероссийского совета местного самоуправления http://www.vsmsinfo.ru 33 Егоршин А. Реформы власти: замыслы и результаты // Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 4. 34 Местное самоуправление: спецкурс / под ред. Ю. П. Алексеева. – М.: Вер-шина, 2007 – 389 с. 35 Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России. М:Юриспруденция, 2009 – 390 с. 36 Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение муниципального управления. М., 2007 – 234 с. 37 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – 2-е изд. Спб.: Питер, 2006 – 336 с. 38 Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Экза-мен, 2007 – 632 с. 39 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М: Юрист, 2008 – 379 с. 40 Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России. М:Юриспруденция, 2009 – 265 с. 41 Калиниченко Л.А. Профессиональная организация муниципальной службы. Сургут: Изд-во Сургутского университета, 2007 – 388 с.