(Нет отзывов)
28 страниц
2019-07-21

Понимающая социология М.Вебера как пример культурно-аналитического подхода в социологии

В наличии
549 ₽

Введение
Жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры - с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии культуры так же, как и общая культурология совершенно немыслима вне развитого социологического анализа культурных процессов.
Социологические принципы изучения общества используются в качестве отправной точки в изучении не только проблем духовной культуры, но и в постижении смысла и механизмов как отдельных экономико-социальных, политических событий, так и процессов, повседневно происходящих в обществе.
«Социология является учением об общественной жизни человека как совокупности взаимодействий индивидов между собой, о поведении людей в социальных обстоятельствах и социальных силах, влияющих на жизнь; наукой, стремящейся понять социальное действие и объяснить его процесс и воздействие» . Понятие социального действия, как его определяет Макс Вебер, означает такое Действие, которое ориентировано на поведение других. Так, например, \"столкновение двух велосипедистов не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением, брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже \"социальным действием\", - объясняет М. Вебер.
Основные понятия общей социологии, такие как \"общество\", асоциальные институты\", \"социальные отношения\", \"социальная норма\", \"социальные изменения\" и другие, используются и в социологии культуры. Однако понятие самой культуры как объекта социологии также имеет специфический оттенок значения. В социологии понятие \"культура\" обозначает созданную людьми искусственную среду существования: это вещи, символические системы (например, в языке, музыке, кино и т.д.), обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения. Культуру можно рассматривать как некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе.




Введение ______________________________________________________ 2

1. \"Понимающая социология\" как метод социального познания.
Понятие \"идеальный тип\" и его общетеоретическое значение………..…4
2. Модели поведения «понимающей социологии» М. Вебера в свете культурно-аналитического подхода……………………………..…………..12
Заключение ____________________________________________________26
Литература: ____________________________________________________28



1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Западно-европейская социология ХIХ - начала ХХ веков. - М., 1996.
3. Вебер М. Избранные произведения: Основные социологические понятия. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
5. Культурология. 20 век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб., 1998.
6. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
7. Современная западная социология. Словарь. М.. 1990.
8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада 20 века. М., 1994.
9. Чешев В.В. Понимающая социология и модели поведения // Вестник ТГПУ. 2008. Вып. 1 (75). – С. 78 – 92.

Интернет-источники:

10. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vikipedia.ru. – Загл. с экрана.

Список рефератов по предмету культурология