Введение
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.
Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись, в конечном счете, закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.
Одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
Эта тема актуальна тем, что средневековый застой в Европе, оржество религии над наукой, продолжалось слишком долгие годы. Чтобы лучше понять, что же происходило в Европе в средние века в политической и правовой сферах, мы должны выяснить, что же расшатывало эту религиозную державу.
Цель данной работы дать характеристику политической мысли Средневековья. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
рассмотреть зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи;
изучить политическая философию Августина Блаженного;
охарактеризовать такие религиозные направления как ереси;
охарактеризовать политику и право в эпоху классического средневековья, рассмотреть учения Фомы Аквинского.
1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи
Границы Средневековья могут определяться разными подходами к истории культуры и политики . Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку его идеология это теоретическая основа средневековья.
Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, т.е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением церковной организации. Она вполне оформилась в XIII в. Но сначала обратимся к первоначальному христианству и его идеям.
Христианство возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе Мессии (Спасителя). В I-II вв. их социальную базу составляли рабы, вольноотпущенники, ремесленники, значительное место среди первых христиан занимали женщины. Однако с конца I начала II в. приток к христианам людей из средних и даже высших классов общества постепенно увеличивался. Распространению христианства в разных группах населения способствовал характер этого религиозного учения, а также форма организации христиан.
В своих реформаторских устремлениях Христос не мог опираться на римские власти, всегда предпочитавшие компромисс с традиционными верованиями и порядками на завоеванных территориях. Государство и правительство в определенном смысле бесполезны, поскольку они неспособны воздействовать и руководить истинно духовным истинно общественным человеком. Вместе с тем, афоризм Христа: «Воздавайте кесарю кесарево, а Богу богово» могло быть истолковано не так, как это делали еврейские жрецы, стремившиеся столкнуть нового пророка с римскими властями. Долг христианина оказывать сопротивление любому правительству, которые нарушает святые заповеди, препятствуя людям веровать в Бога и следовать избранному ими идеалу.
На собраниях, получивших название экклесии (слово «экклесия» в греческих городах означало «народное собрание» когда-то главный орган полисного самоуправления) христиане слушали проповеди, пророчества, читали послания. В каждой общине были свои пророки, были и странствующие пророки, которые, как и апостолы (апостол «посланец», «посол»), переходили из общины в общину.
В I в. в некоторых общинах для руководства повседневной жизнью появились первые старейшины-пресвитеры, они выбирались общиной для осуществления организационно-хозяйственных функций. Иногда их называли епископами, т.е. надзирателями.
Во IIIII вв. все большее число состоятельных людей принимало новое учение. Чтобы стать настоящими христианами, они должны были заниматься благотворительностью, отдавать часть богатства неимущим. Богатые люди были большей частью образованными, знакомыми с греческой философией.
Создавались и теоретические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения. Среди первых христианских теологов были известный адвокат Минуций Феликс, философ Климент Александрийский, Ориген. Распространение христианства в разной этнической среде приводило к расхождениям в вероучении. Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке борьбы между общинами. Потребность в единстве и одновременно в распространении христианства привела к пониманию общин верующих не как конкретных общин, между которыми могут быть разногласия и даже вражда, а как такого объединения христиан, которое обладает Божьей благодатью в целом церкви, мистически связанной с Божеством.
Вместе с тем во IIIII вв. уже нет общинного самоуправления, а начинает складываться церковная организация. Епископы становятся единоличными руководителями общин: они занимались организацией богослужения, производили отбо священных книг, судили и прощали совершивших проступки христиан, управляли имуществом. Ведущие епископы стали называться митрополитами (митрополит человек из главного города).
Официальные гонения против христиан начались с середины III в. Так, император Диоклетиан в 303 г. издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения.
Основные христианские идеи, которые оказали большое влияние на развитие политической мысли, таковы:
идея самоценности человеческой личности. Каждый человек создан по образу и подобию Бога, и потому каждый человек имеет бесконечную ценность. Из любви к человеку и ради его спасения от греха сам Бог принял распятие. Христианин не может отречься от своей личности, в основе которой образ и подобие Бога;
идея индивидуализма. Каждый человек имеет бессмертную душу, обладающую свободой воли, за свои дела он несет личную ответственность перед Богом;
идея равенства всех людей перед Богом. Христианство толкует идею равенства перед Богом в том смысле, что все христиане дети единого Отца. Критик христианства Ф. Энгельс трактовал христианскую идею равенства по-другому, но и он не ставил под сомнение наличие в христианской идеологии идеи равенства людей. Как известно, Энгельс писал: «Христианство знало только одно равенство для всех людей, а именно равенство первородного греха, что вполне соответствовало его характеру религии рабов и угнетенных» ;
христианская этика, обращенная к низшим классам общества, подчеркивала нравственную ценность личности, независящую от политического или социального положения человека, и в этом проявлялась ее демократичность;
провозглашая самоценность человеческой личности, а не коллективных субъектов типа семьи, рода, племени, государства христианское учение денационализировало религию. Нагорная проповедь Христа, в отличие от Закона, провозглашенного Моисеем на Синае для еврейского народа, обращена ко всем, кто пришел его слушать;
формируясь как мировая религия, христианство выработало не просто еще одну новую идею, а сформулировало важнейший цивилизационный принцип разделения духовной и политической власти: а) земное отделено от небесного; б) над земными властями стоит высшая трансцендентная власть; в) у личности появляется духовная опора в тяжбе с земными владыками и самим государством.
В 313 г. императором Константином христианство было признано государственной религией Римской империи. По инициативе Константина в 325 г. был созван Первый Вселенский Собор. И в дальнейшем, после распада в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную, Соборы проводились по инициативе византийских императоров, нередко председательствующих на них и придававших их решениям государственный статус. На Соборах разрабатывалась и утверждалась религиозная догматика, которая имела не только сугубо религиозный, но и политический смысл. Поскольку религия была господствующей идеологией в средние века, то, как верно заметил Ф. Энгельс, «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона...»
Введение 3
1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи 4
2. Политическая философия Августина Блаженного 8
3. Средневековые ереси 10
4. Политика и право в эпоху классического средневековья. Фома Аквинский 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Список использованной литературы:
1. Актон Д. История свободы в эпоху христианства //О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли, М., 1995.
2. Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
3. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002.
5. История политических и правовых учений: Учебник. // Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.
6. История политических и правовых учений. // Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: ИНФРАМ, 1998.
7. История политических учений. // Под ред. О.В. Мартышина. М., 2002.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., тт. 1-50, М., 1955-1981.