(Нет отзывов)
14 страниц
2019-06-24

Основные идеи логического позитивизма.

В наличии
550 ₽

1. От логического позитивизма к философии науки.

1.1. Основные идеи логического позитивизма.

Основные идеи логического позитивизма сформировались в рамках деятельности Венского кружка, в котором группа философов обсуждала проблемы философии и науки. В этом кружке состояли такие философы как О.Нейрат, К.Гёдель, А.Айер, и другие.
Логические позитивисты представляли себе философию не как особую форму сознания (и знания), а как род деятельности, которая заключена в анализе искусственных и естественных языков. Предметом философии становится язык науки как способ выражения знания. Задачами философии в философии логического позитивизма становятся: устранение из науки псевдопроблем, которые появляются из-за неправильного употребления языка, и построение моделей осмысленного рассуждения с использованием математической логики, которые будут являться идеальными моделями.
Главный тезис позитивизма заключается в том, что позитивное знание является результатом только специально-научного познания. Любая философия объявляется метафизикой то есть таким знанием, которое не отвечает критерию научности, поскольку философские понятия не основаны на эмпирическом опыте. Различные метафизические понятия нужно исключить из массива научного знания.
Центром интересов логического позитивизма была проблема значения научных высказываний. Философами логического позитивизма был сформулирован принцип верификации, по которому научное высказывание можно свести к совокупности предложений, которые будут фиксировать данные «чистого опыта». Эти предложения имеют следующие свойства: безусловная достоверность и нейтральность по отношению к теоретическому знанию. Язык наблюдения, на котором формулируются эти предложения, считался независимым от языка теории. Логический позитивизм противопоставлял теоретическое знание (как неизменное) эмпирическому (как изменчивому). Сторонниками логического позитивизма предполагалось существование отдельно «словаря опыта» и «словаря теории» в науке, потому что опыт и теория говорят на разных языках.
Логический позитивизм рассматривал изменение научного знания с позиции кумулятивизма. Этот принцип предполагает, что рост научного знания происходит непрерывно, в отличие от развития науки, которое происходит путем добавления новых утверждений к уже существующему объёму знания.
Логическим позитивизмом была сделана попытка перейти на анализ эмпирических утверждений с точки зрения их представляемости при помощью логических понятий, при этом, исключив из логики и методологии вопросы, которые связаны с открытием новых знаний. Эмпирические утверждения становились основой научных знаний. Логические позитивисты были уверены, что эмпирическая основа научных знаний формируется только на основе языка наблюдения. Отсюда происходит и общая методологическая установка, которая предполагает сведение теоретических суждений к высказываниям наблюдения. Принцип верификации, который предложили позитивисты, предусматривает признание знаний, обладающих научной значимостью только тех, содержание которых обосновывается протокольными предложениями.
По этим причинам, факты науки в логическом позитивизме абсолютизируются. Они обладает приоритетом перед другими элементами научного знания. По мнению логических позитивистов, они определяют главный содержательный смысл и истинность теоретических предложений.
Согласно логическом позитивизму, существует чистый опыт, который свободен от изменяющих его воздействий со стороны познавательной деятельности субъекта. И существует адекватный такому опыту язык. Предложения, которые выражаются этим языком, проверяются непосредственно опытом. Они не зависят от теории, потому что тот словарь, который используется для формирования этих предложений, не зависит от словаря теоретического.

1.2. Концепции философии науки по К. Попперу и И. Лакатосу.

Попытки применить логику к анализу знания, выраженную в виде повествовательных предложений, не привели к научно значимым результатам. Сторонники логического позитивизма столкнулись с множеством проблем, которые нельзя было разрешить в рамках принятого ими подхода к познанию.
Так, не понятно, почему лишь некоторые утверждения науки становятся базисными и какой критерий отбора.
Предлагаемый верификационный критерий теоретических утверждений оказался очень ограниченным и вызвал огромную критику.
Этот метод верификации был слишком узок, что, прежде всего, сказалось на философии, ведь философские предложения неверифицируемы, поскольку лишены эмпирического значения.
На смену логическому позитивизму приходит постпозитивизм особый исторический этап в развитии философии науки.
Постпозитивизм представлен множеством концепций. Одними из основополагающими являются концепции философии науки по К. Попперу, И. Лакатосу, П. Фейерабенду и Т.Куну. Подробное описание этих концепций изложено в [1].
Так, первым философом, который обратил внимание на слабость позитивистской философии логического анализа был Карл Поппер.
Поппер отмечает, что наука, прежде всего, работает с идеализированными объектами. С позиции логического позитивизма, эти объекты не могут быть верифицированы словесно, а значит, объявляются бессмысленными.
Под большой критикой, логический позитивизм утратил свои позиции. Он ввел положение частной эмпирической подтверждаемости из которой следовало, что достоверностью обладают только эмпирические термины и предложения, которые выражаются с помощью этих терминов.
Что касается других понятий, имеющих первостепенное отношение к науки, они признавались подтвержаемыми, поскольку они выдерживали частичную верификацию.
Поппер был лично знаком с некоторыми идеологами логического позитивизма. И он изучить, и понял изнутри идеи их положений. И поэтому Поппер быстро осознал нежизнеспособность их логической доктрины научного знания.
Поппер понял бесперспективность пути, в направлении которого двигались логические позитивисты. И философ выбирает другое направление, ведущее к анализу развития научного знания.
Поппер, в отличии от позитивистов, признает за философией функцию развития и формирования научного знания. Наука, по философии Попперу есть «динамическая система, которая предполагает непрерывное изменение знания и рост» [1].
Его положения открыли иную роль философии науки в научном познании. Теперь, задача философии сводилась не к объяснению, а не обоснованию знания.
Поппер говорит, что центральной проблемой теории познания является проблема роста знания и наилучшим способом изучения роста знания является изучение роста научного знания. Этот рост достигается в процессе дискуссии, которая выступает критикой существующего знания. Свою философию он называет критическим рационализмом.
В качестве основного методологического инструмента для изучения роста знаний Поппер вводит принцип фальсификации. Смысл этого принципа сводится к проверке теоретических утверждений эмпирическим опытом.
Научные теории представляют только догадки о мире, предположения, в истинности которых нельзя быть уверенным: "С развиваемой нами здесь точки зрения все законы и теории остаются принципиально временными, предположительными или гипотетическими даже в том случае, когда мы чувствуем себя неспособными сомневаться в них" [1].
Английский философ Имре Лакатос также критиковал принципы логического позитивизма. Он подчеркивал, прежде всего, важность сравнения теорий друг с другом.
По философии Имре Лакатоса нужно сравнивать не просто теории, а научно-исследовательские программы. Лакатос говорит о необходимости сравнения теорий и научно-исследовательских программ. Лакатос сумел выделить важные моменты в процессе развития знания.

1.3. Концепции философии науки по П. Фейерабенду и Т.Куну.

Американский философ Пол Фейерабенд также является представителем постпозитивизма. В своей концепции философии науки он критикует кумулятивизм, по которому развитие знания происходит в результат накопления знаний.
Фейерабенд придерживается тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связны друг с другом. Для каждой теории характерны свои тезисы и понятия.
По Фейерабенду, существует много равноправных типов знания и возможность отыскания универсального метода познания отрицается. По философии Фейерабенда, любая теория является приемлемой, если теория принимается сообществом ученых.

Заслуга этого философа состоит том, что он отказывается от устойчивых идеалов классической науки. В его философии наука предстает в виде процесса размножения теорий.
Еще одной известной концепцией философии науки является философия по Томасу Куну. Философ также как и Фейерабенд относится с критикой к схеме Поппера развития науки.
Основная его мысль заключается в развитии научного знания, для которого особой ролью служит деятельность научного сообщества. Главное значение принадлежит парадигме (совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию), а не нормам логики.
Парадигма шире по содержанию теории и шире научно-исследовательских программ. Если некоторая парадигма господствует, то налицо период нормальной науки. Разрушение же парадигмы ведёт к научной революции. Его концепция называется также концепцией парадигм.
Западная философия науки, таким образом, сосредоточила, прежде всего, внимание на создании такой модели науки, которая способна была бы максимально объединить многообразный процесс познания.
Постпозитивисты верно обратили внимание на необходимость подробного изучения истории развития научного познания, поскольку изучение наук, не сопровождающееся изучением истории этих наук, ведет лишь к одностороннему знанию.

От логического позитивизма к философии науки. 3
1.1. Основные идеи логического позитивизма. 3
1.2. Концепции философии науки по К. Попперу и И. Лакатосу. 5
1.3. Концепции философии науки по П. Фейерабенду и Т.Куну. 7
2. Философия экзистенциализма. 9
2.1. Феноменологический метод М. Хайдеггера. 10
2.2. Философские концепции Ж.-П. Сартра и А. Камю. 11
2.3. Философские концепции Г. Марселя и К. Ясперса. 13
Библиография 15

Библиография.
1. Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия/ Под ред. Р.А.Варгезе. - М.:ФАИР пресс.-2001 400с.
2. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник.- 2 изд. испр. - М.: Высшая школа, 2005.
3. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А.А. Данцев.- Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-506с.

Список контрольных работ по предмету философия