Введение
Мир современного человека содержит много открытых, нестандартных, многоаспектных задач, от решения которых зависит успешность, благополучие, а порой и выживание человека. Мир динамичен, скорость его изменений быстро увеличивается. Для современного человека становится актуальной задача научиться выявлять и решать творческие задачи успешно, качественно и быстро, а также прогнозировать возможные последствия принимаемых решений, прогнозировать возникновение серьезных проблем.
Творческие способности - это предмет, который вызывает в нашем воображении целый калейдоскоп образов, заблуждений и мифов. Для большинства людей это нечто загадочное и неуловимое. Большинство из нас так никогда и не поймут, что это такое и как оно действует. Мы не даем себе стать истинно творческими личностями, пока верим в миф, что творческое мышление дается природой и ему нельзя научиться.
Кроме того, невозможно достоверно измерить творческие способности человека. Не существует надежных универсальных тестов. Кто может определить, насколько творческой является личность? Оценки разительно отличаются друг от друга. Единственное, о чем можно говорить с определенной долей уверенности, это то, что большинство людей не являются творческими личностями настолько, насколько им бы того хотелось, либо настолько, насколько они могли бы.
Мышление – это социальный процесс. Мышление отдельного человека ограничено его личным опытом. Эволюционное развитие мышления пошло именно по пути образования многочисленных социальных связей между людьми и использования опыта всего человечества, как для решения творческих задач, так и для развития самого мышления.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – творческое мышление в структуре важных качеств развития личности дошкольников.
Цель данного исследования - изучение проблемы диагностики развития творческого мышления дошкольников.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- дать понятие о творческом мышлении, в общем, и дошкольников в частности;
- провести диагностику развития творческого мышления используя традиционные методики;
- выявить проблемы диагностики творческого мышления дошкольников.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
Гипотеза: Творчество есть проявление продуктивной активности человека; созидающая деятельность человека носит действительно творческий характер лишь в случае, если она обладает атрибутом неповторимости и по методам осуществления, и по результатам диагностирования.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мышления……………………5
1.1. Некоторые исторические сведения…………………………………….5
1.2. Дети и творчество……………………………………………………...14
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления дошкольников……………………………………………………………………18
2.1. Организация исследования……………………………………………18
2.2. Результаты исследования……………………………………………..19
2.3. Выводы…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………...30
Приложение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы
1. Абдулова Т.Н. Психология игры: современный подход: учеб. пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с
2. Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991.
3. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1958. № 6.
4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
5. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера
// Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. VI. М., 1984.
6. Галкина Т. В., Алексеев Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. М., 1995.
7. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1988.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб, 1999.
9. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 2.
10. Кедров Б. М. О теории научного открытия // Народное
творчество. М., 1969.
11. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
12. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: проблемы
практической диагностики. М., 1993.
13. Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психическое понятие // Общественные науки за рубежом. 1988. № 4.
14. Полани Л. Личностные знания. М. 1986.
15. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
16. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
17. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М., 1988.
18. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред.
К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.
19. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина и В. В. Шадрикова. М., 1991.
20. Стернберг Р. Д. Триархическая теория интеллекта //
Иностранная психология. 1996. № 6.
21. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
Ярошевский М. Г. Некоторые теоретические вопросы психологии // Вопросы психологии. 1958. № 6.
22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк. - М.: Просвещение, 1991.-93с.
23. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд.3-е,переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005.-176 с., илл.
24. Психология одаренности детей и подростков / Под. ред. Н.С. Лейтеса. –М.: Издательский центр «Академия», 1996.-416с.
25. Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. - М.: Издательство «Скрипторий, 2003»,2008. - 88с.
26. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб.пособие / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – Издательский центр «Академия»,202.-256с.
27. Якушева С.Д. Креативно-творческое начало искусства в курсе история мировой музыкальной культуры и общеобразовательном контексте //Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ООИУУ, том 2.Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 7-8 апреля 1997г.). – Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.–224с.-С.120-129.
28. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-256с.
29. [email protected]
30. psylist.net/prakikam/