Введение Дипломная работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме о значении Правительства РФ в системе исполнительной власти. На сегодняшний день состав и структура Правительства еще не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФ является главным звеном в системе исполнительной власти. Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем. Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. Она внесла существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и состав Правительства, и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти. Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится в стадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работы министерств и ведомств. Президент РФ – В.В.Путин поставил конкретные требования новому Правительству, с которым он будет работать свой второй срок. В отечественной литературе изучением проблемы исполнительной власти РФ занимались такие авторы, как Габричидзе Б.Н. (2000), Елисеев Б.Г. (2001), Алехин А.П. (2000), Кармолицкий А.А. (2001), Козлов Ю.М. (2001), Ноздрачев А.Ф. (1997), доктор юридических наук Бачило И.Л. (1999). Из зарубежных авторов следует отметить Брэбан Г. (1988). Блондель Ж. (1992). Цель исследования состоит в раскрытии темы выпускной дипломной работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия. Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются: 1. определение понятий исполнительной власти и Правительства РФ; 2. рассмотрение механизма исполнительной власти; 3. исследование системы исполнительной власти РФ; 4. изучение состава, полномочий и деятельности Правительства РФ; 5. исследование механизма формирования и отрешение от должности Правительства РФ. Исходя из цели и поставленных задач, определяются основные вопросы, к которым относятся: - какой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти? - как происходит формирование Правительства РФ? - какой состав нынешнего Правительства РФ? - при каких обстоятельствах происходит отставка Правительства РФ? - какими полномочиями наделено Правительство РФ? и другие. Объектом исследования являются исполнительная власть РФ и сущность работы Правительства РФ. Соответственно предметом исследования является законодательство и Конституция РФ 1993 года. В настоящей дипломной работе применяется комплексный метод исследования, который подразумевает многоаспектный анализ и как следствие – выводы. Значимость работы в качестве теоретической базы очевидна: производится систематизированная подборка материала из последних данных по данной тематике, а также путем проведения обоснованных рассуждений выражается мнение автора работы, которое находит свое отражение в заключении и выводах. Также проведенное теоретически и практически обоснованное исследование позволяет дать наиболее точное, полное и доступное понятие Правительства РФ и системы исполнительной власти. Такие сведения, представленные при наиболее оптимальном соотношении объема работы и качества, глубины раскрытия темы. В работе приводятся данные нового Правительства РФ под председательством Фрадкова Михаила Ефимовича в 2004 году, а также последние преобразования в системе исполнительной власти. Данная работа опирается главным образом на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года (главы 110-117), Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) , на указ Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г. Глава I. Общая характеристика института исполнительной власти РФ 1.1.Понятие, функции и особенности исполнительной власти При характеристике исполнительной власти, особенно государственной деятельности по ее реализации, неизбежно возникает вопрос об административно-правовом статусе ее органов. Разумеется, в научной литературе неоднократно акцентировалось внимание на необходимости исследований правового статуса органа государственной власти как важной предпосылки познания его сущности и роли в управленческой деятельности, определения направлений и средств его совершенствования . В учебной литературе по административному праву данный вопрос получил некоторое освящение у Д.Н. Бахраха . Нельзя сказать, что данный вопрос стал предметом научных дискуссий на страницах современных научных изданий . На сегодняшний день мы можем констатировать слабую разработанность понятийного аппарата административно-правового статуса органа государственной власти, отсутствие единой концепции в понимании его сущности и элементарной структуры. Между тем от того, что понимается под правовым статусом органа государственной власти вообще и его административно-правовым статусом в частности, какие, в каком порядке и в какой последовательности элементы включаются в его структуру, как они соотносятся между собой, в силу каких интегративных свойств эти элементы находятся во взаимно детерминированном состоянии и приводятся в реальное взаимодействие, зависит дальнейшее развитие фундаментальных категорий и понятий теории управления, имеющих важное теоретико-методологическое значение. Сугубо теоретические проблемы понимания категории правового статуса коллективного субъекта из плоскости теории все больше переходят в
Введение 3
Глава I. Общая характеристика института исполнительной власти РФ 7
1.1.Понятие, функции и особенности исполнительной власти 7
1.2. Механизм исполнительной власти 40
Глава II. Правительство РФ: конституционно-правовой статус 63
2.1. Понятие и состав Правительства РФ 63
2.2. Организация деятельности Правительства РФ 66
2.3. Механизм формирования Правительства РФ 68
2.4. Полномочия Правительства РФ 71
2.5. Отрешение от должности Правительства РФ 82
Глава III. Точки соприкосновения с Президентом РФ: проблемный аспект 85
Заключение 95
Список использованной литературы: 97
Нормативная:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон \"О прокуратуре Российской Федерации\" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.;
3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.;
4. Указ Президента РФ \"О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти\" от 17 марта 1997г// СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1419.;
5. Федеральный закон \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\" от 6 октября 1999г// СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.;
6. Указ Президента \"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти\" от 9 марта 2004г// СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.;
7. ФЗ от 24 июня 1999 г. \"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации// СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176;
8. Указ Президента РФ \"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти\" от 9 марта 2004г// СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.;
9. Указ Президента РФ \"Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти\" от 20 мая 2004г// СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.;
10. Постановлением Правительства РФ \"О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти\" от 19 января 2005г// СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305;
11. Постановлением Правительства от 12 августа 2004г // СЗ РФ. 2004. N 33. Ст. 3497.
12. Положение о них утверждено 25 мая 1998г// СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2404.
13. Федеральным законом \"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации\" от 24 июня 1999г. // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176
14. Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. \"О Правительстве Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.
15. Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. \"О Правительстве Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П // СЗ РФ. 28.12.1998. N 52. Ст. 6447.
17. Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997г. \"О Правительстве Российской Федерации\" СЗ РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712
18. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 // СЗ РФ. 07.06.2004. N 23. Ст. 2313.
19. Указ Президента РФ от 17 марта 1995 г. N 283 // СЗ РФ. 20.03.1995. N 12. Ст. 1037
Специальная
20. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие\"/ под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой // Юридическая фирма \"КОНТРАКТ\", ИНФРА-М, 2006
21. Алексеев С.С. Теория права. С. 142 - 143.;
22. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 223.;
23. Административное право: учебник /под ред. Л.Л. Попова // Юристъ, 2005;
24. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. С. 208
25. Аллиулов Р.Р. Правовые нормы в механизме государственного управления // Социально-гуманитарные знания. 2004. N 6. С. 312 - 313.;
26. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Издательство \"БЕК\", 1997. С. 48;
27. Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С. 5;
28. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 28.
29. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979;
30. Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982. С. 7;
31. Гатинян А.А. Правовой статус и осуществление структурных элементов норм // Проблемы правового статуса субъектов права. Калининград, 1976. С. 43;
32. Ж.-П. Жакке. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. Пер. с франц. М.: Юристъ, 2002.
33. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 4. С. 38 - 40
34. Кучинский В.А. Личность и свобода, право. М., 1978. С. 119 134;
35. Лукашева Е.И. Общая теория прав человека. М., 1996. С. 33;
36. Л.В. Лазарев, Т.Г. Морщакова, Б.А. \"Конституция РФ в решениях конституционного суда России\"// Институт права и публичной политики, 2005;
37. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. метод. пособ. М.: Юристъ, 2001. 3-е изд., перераб. и доп. С. 40 - 41
38. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 23.;
39. Палютин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 200 - 201.
40. Поляков А.В. Правовой статус органов государственной власти. С. 58.;
41. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 174.
42. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 20.
43. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. С. 160.;
44. А.Н. Чертков. Комментарий к ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ\" (постатейный)) // ЗАО Юстицинформ, 2006;
45. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, 1999. С. 29;
46. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. N 4. С. 5;