Введение
В структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности. Они оказывают огромное воздействие на объективную реальность, и главным образом, на социальный мир. Духовно-нравственные ценности детерминируют поведение людей, во многом определяет их взаимоотношения – межличностные, групповые и социальные. Через них осуществляется опосредование их производственной, социально-политической, культурно-эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности.
В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть.
Большинство христиан не считают уместным употреблять термин христианин, опираясь лишь на тот факт, что у него родители христиане и воспитали его как христианина. В жизни христианина ключевыми аспектами жизнедеятельности является связь с Богом, хорошие отношения с другими людьми, повиновение просьбам Бога и дисциплина и для него это важные нравственные ценности.
Христианская нравственность, этика, мораль - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Нравственность христиан получает свое выражение в христианском этносе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. Источником такой нравственности являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская нравственность тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.)
Нравственное учение христианства исторично: при сохранении неизменными базовых постулатов христианской нравственности, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов (например, изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия). Таким образом, происходит не изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла.
От других нравственных, моральных, этических систем христианскую нравственность отличает то, что:
1) она - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий \"новому творению\");
2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение);
3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя);
4) Христианская нравственность как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком.
Введение 3
1. Понятие христианских ценностей 5
2. Нравственные ценности, выраженные в ветхозаветных заповедях 12
3. Изменение нравственных ценностей в Новом завете 14
4. Значение нравственных ценностей христианства в современном обществе 16
Заключение 20
Список литературы 24
1. Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека. // Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004
2. Черняева С. А. Христианская самореализация личности: предмет i основные принципы. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. — СПб. 2000.
3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М. 2000.
4. Островска К. С Библией по жизни. — М., 2002.
5. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000.
6. Корзо М.А. Христианская этика // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
7. Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. - М.: Терра, 1991.
8. Олесницкий М. Нравственное Богословие. - Православие и современность. Электронная библиотека.
9. Солодовникова В. Суть христианской этики. – Интернет-ресурс: http://umve.matetes.org.ua, 24.02.2010