Введение
Актуальность. Проблема общения является одной из актуальных в отечественной педагогике. Она составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований (Д.Б. Эльконин, Запорожец, А.А. Леонтьев и др.). Одним из наиболее важных условием гармоничного развития ребенка является его общение со сверстниками, и поэтому и поэтому исследование условий и закономерностей гармоничного протекания данного процесса. Основы коммуникативных навыков ребенка закладываются в дошкольном возрасте, поэтому, говоря о социальной адаптации последнего, наиболее уместно обратить внимание именно на данный возрастной период.
Целью нашей работы является изучение особенностей социальной адаптации младших дошкольников в условиях ДОУ.
Объектом исследования является процесс социальной адаптации личности.
Предметом — особенности социальной адаптации младших дошкольников.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
показать основные психологические особенности дошкольного возраста;
раскрыть особенности социальной адаптации с дошкольном возрас-та.
провести эмпирическое исследование особенностей социальной адап-тации младших дошкольников в условиях ДОУ.
В процессе исследования были использованы следующие методики:
методика «Изучение коммуникативных умений детей;
методика «Особенности высказываний детей 3–6 лет» (общение со сверстниками).
графическая методика «Кактус».
Выборку исследования составили 16 испытуемых.
Введение 3
Глава 1. Теоретические положения по проблеме социальной адаптации дошкольников 4
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 4
1.2. Особенности социальной адаптации дошкольников 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной адаптации младших дошкольников в условиях ДОУ 26
2.1. База и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 40
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академический проект: Альма Матер, 2005
2. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1990.
3. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
4. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. — М.: Гардарики, 2001
5. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. — М., 1991.
6. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М., 1996
7. Ричардс М.П. Развод родителей и дети. — Новосибирск., 1994.
8. Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми. — М., 1993
9. Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности. — Спб., 1999.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: 1960.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: 1992.
12. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения с взрослыми для становления активной речи у детей // Общение и речь. — М.: 1985.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: 1991.
14. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. Лисиной М.И. — М.: 1980.
15. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишинев, 1987.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: 1986.
17. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников // Психология формирования личности и проблемы обучения / Под ред. Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. — М.: 1980.
18. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. — М.: 1983.
19. Развитие общения у дошкольников / под ред. Запорожца А.В., Лиси-ной М.И. — М.: 1984.
20. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: 1989.
21. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: 1980.
23. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. — Воронеж, 1995.