ВВЕДЕНИЕ
В 90-е годы прошлого века в нашей стране, уже можно это сказать, осуществлен переход к рыночной экономике. Однако до сих пор явно преобладают не¬гативные социальные последствия коренных общественных преоб¬разований. Значительная часть населения, ради которой, казалось бы, и осуществляются политические и экономические реформы, фактически либо вообще не ощущает на себе их «благотворного» влияния, либо ощущает в такой незначительной степени, которая не может служить оправданием для их проведения. Более того, ухудша¬ются многие показатели материального и социального положения населения, или возрастает угроза такого ухудшения. И дело не только в самих преобразованиях, которые объективно были неизбежны, но и в том, как они проводятся.
В ходе переходного периода происходят кардинальные изме¬нения в ставшем уже привычным образе жизни. Рушатся устои, представления, ранее казавшиеся незыблемыми. Коренная ломка привычного образа жизни населения так или иначе касается каждого человека, всех категорий населения. В це¬лом она требует максимальной мобилизации механизмов социаль¬ного приспособления и защиты. Решающую роль в укреплении таких механизмов, в повышении их эффективности призвано сыг¬рать государство, государственное регулирование социальной сферы. Речь идет, прежде всего, о воздействии на ключевые показа¬тели социального развития, отражающие условия жизни и труда человека. В этом заключается актуальность данной работы.
Таким образом, наша цель определить сущность социальной политики государства как фактора экономического развития.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: определить роль государственного регулирования в развитии социального комплекса; определить сущность социальной политики государства и ее задачи.
При выполнении данной работы были использованы учебники и учебные пособия по экономической теории, таких авторов, как Е.Ф. Борисов, Р.М. Нуреев, В.М. Гальперин, А.С. Булатов, Е.Б. Яковлева, Д.Д. Москвин, М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков, Л.Т. Кураков, В.Д. Камаев, М. Н. Чепурин, Е.А. Киселева, Н.Г. Наровлянский, Н.М. Зубко, А.Г. Войтов, и других.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.
В развитии рыночной экономики следует выделить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.
Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца 18 начала 19 веков и начало бурной экспансии рынка в этот же период.
Действительно, на данном этапе в истории человечества произошло глубинное изменение характера социально-экономического развития. Основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено, в свою очередь, переходом на машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции и повышение доходов (вследствие роста численности вовлекаемого в промышленное производство населения) привели к резкому расширению рыночного оборота.
Экономические процессы 17-18 веков создали качественно новую основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача последнего была в том, чтобы помогать рыночному механизму методом обеспечения его инфраструктурной сферой (системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ). Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.
Эффект от найденных сочетаний социально-экономических процессов (рынок промышленная революция, рынок государство) оказался столь высоким, что в первой половине 20 века динамизм экономики стал чрезмерным. В то же время у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы предупреждать о границах, пределах, необходимых для соблюдения общеэкономического равновесия. Мировой экономический кризис 1923-1933 годов стал поэтому для всей рыночной системы решающим уроком.
Таким образом, рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство.
Итогом экономического срыва в 20-х годах 20 века явился вывод о том, что роль государственного соучастия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений. С учетом динамики рыночного механизма государственные меры должны были выйти за рамки нейтрального поведения в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика».
В рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Но главное, что потребовало от него новое качественное состояние рыночного производственного механизма, - это нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыночный механизм.
К системе коррекции относятся меры по поддержанию макроэкономического равновесия в условиях дальнейшего роста рыночной экономики. Само понятие равновесия распространилось не только на экономические, но и на социальные элементы, что вызвано ростом самосознания граждан в ходе развития экономики. Потребовалось создание обширной системы социального страхования: по случаю безработицы, болезни, старости.
Таким образом, в 30-е годы на Западе назрел и был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новой модели регулирования национальной экономики, призванной спасти господствующую социально-экономическую систему от гибельных потрясений. Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс, совершивший переворот в неоклассическом направлении экономической теории, был наречен «спасителем капитализма».
В противовес неоклассическому принципу невмешательства государства в экономику Кейнс признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте, а о государстве как экономическом институте - хозяйствующем субъекте.
Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: платежеспособную потребность населения в предметах потребления и спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективный спрос выражается как в увеличении занятости и повышении благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм.
В кейнсианском учении впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели.
В системе государственных мер регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Государственная социальная политика, как указывает Л.С. Дегтярь, это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление диф¬ференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной по¬литики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания имущественного положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения .
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 5
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. М., 2001.
2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. М., 2002.
3. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики / Т. Мальтус, Д. Кейнс. М., 1993.
4. Курс экономической теории. Учебник под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 2004.
5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник. М., 2006.
6. Самуэльсон П. Экономика. М., 1964.
7. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
8. Экономика. Учебник под ред. А.И. Архипова. М., 2002.
9. Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова. М., 2003.
10. Экономическая теория. Учебник под ред. В.Д. Камаева. М., 2006.