Введение В 90-е гг. динамичное изменение внутренних и внешних социально-экономических условий в Российской Федерации не сопровождалось адекватным развитием основ бюджетной системы. Усложнение системы мер государственного воздействия на экономику, возрастание роли косвенных методов регулирования экономических процессов в стране в условиях усиления организационно-экономической и финансовой дифференциации регионов делают чрезвычайно важным исследование теоретических основ моделирования бюджетного федерализма и методологии развития межбюджетных отношений в современной России. Отсутствие глубоко разработанной теории федерализма существенно тормозит социально-экономические преобразования в субъектах РФ, усугубляет фискальные проблемы государства и дестабилизирует развитие национальной хозяйственной системы в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Практическая востребованность проблематики исследования подтверждается многократными попытками исполнительной власти России разработать и реализовать эффективную концепцию организации межбюджетных отношений на региональном уровне в связи с реформой муниципальных финансов. Однако вплоть до настоящего времени все практические действия государства, направленные на разрешение сложных проблем становления и развития бюджетного федерализма в России, на разработку соответствующих механизмов укрепления финансовой базы бюджетов субъектов РФ, ощутимых результатов не дали. До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью принципов организации межбюджетных отношений; с конфликтностью экономических и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов власти; с противоречивостью взаимодействия государства, с одной стороны, физических и юридических лиц, с другой. Отсутствие эффективных способов решения этих задач делает проблематичным экономическое возрождение российских регионов, а, следовательно, и перспективы стабилизации социально-экономического развития страны.
Содержание Введение 3 1. Теоретические основы формирования бюджета и организации межбюджетных отношений 8 1.1 Сущность бюджета, бюджетной системы, бюджетного федерализма 8 1.2 Эволюционные особенности развития межбюджетных отношений в РФ 22 2. Анализ бюджета субъекта Федерации на примере бюджета Московской области 2007-2009 гг., оценка взаимодействия с местными и федеральным бюджетом 41 2.1 Анализ тенденций экономического развития Московской области 41 2.2 Анализ формирования доходов и расходов бюджета Московской области 2007-2009 гг. 46 2.3 Анализ финансовой устойчивости Московской области 65 3. Совершенствование межбюджетных отношений в целях укрепления доходной базы бюджета субъекта РФ 69 3.1 Важнейшие направления реформирования межбюджетных отношений 69 3.2 Программа укрепления доходной базы бюджета Московской области 88 Заключение 95 Список литературы 100
Список литературы 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ в ред. (ред. от 24.11.2008, с изм. от 01.12.2009) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. – Российская газета, 1998. № 148 –– 149; Парламентская газета, 2000. № 151 –– 152. (действующая редакция) 3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 6.10.2003 № 131–ФЗ // Российская газета, 2003. № 202. 4. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года». 5. Приложение 1 к Закону Московской области от 2 октября 2007 г. № 171/2007-ОЗ 6. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — С. 13. 7. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов / А.Л. Коломиец // Налоговый Вестник. 2000. № 2. С. 3 — 6. 8. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 693 с. 9. Беседина А.С. Межбюджетные отношения в системе местного самоуправления: монография. – Волгоград: Изд Волгоградского института экономики, социологии и права, 2008. – 116 с. 10. Воробьева Н.К. Антикризисное управление муниципальным образованием: Учебно-методический комплекс. – Волго-Вятская академия государственной службы, 2008 г. – С. 12. 11. Гришанова, О.А. Методы сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации. Учебное пособие./ О.А. Гришанова, Ю.А.Соколов. Иваново: ИГХТУ, 2005. 12. Гришанова, О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: теория и методы: Диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. Иваново, 2005. 524 с. 13. Европейская хартия местного самоуправления/ Офиц. перевод //Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 36. Ст. 8271 –– 8278. 14. Ерошкина, Л.А. О совершенствовании системы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации [Текст] / Л.А. Ерошкина, Л.В. Перекрёстова, Е.Б. Дьякова // Вестник Волгоградского государственного университета: научно-теоретический журнал. – Серия 3. Экономика. Экология. – 2008. – № 1 (12). – С. 57-62 15. Зиберт. Х. Эффект Кобры. Как можно избежать заблуждений в экономической политике. – Сб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – С 76 16. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В. Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. – Новосибирск, 2006. – С. 47. 17. Ливанов С.Е. Макроэкономика. М.: Издательство НОРМА, 2006. – с. 152. 18. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. – С. 34. 19. Перонко И.А., Гнетецкая Л.Л. Об оценке финансового состояния муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления (статья) // Налоговые и финансовые известия Кубани, раздел: Финансы. Бюджет. Контроль. 2007. № 6. 20. Сабитова К. М. К вопросу о финансовой устойчивости субъектов РФ // Финансы и кредит. – 2005. – №6 (174). С. 29 – 31. 21. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2005 году // Экономист. - 2004. - № 12. - С.3-13. 22. Серяков С. Б. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Юрист, 2001. – 318с. 23. Тишкина Л.Е., Фрыгин А.В. «Формирование и исполнение местных бюджетов в условиях двухуровневой системы местного самоуправления» //Финансы. – 2007. - № 1 24. Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов //Финансы. – 2006. - № 9 25. Фаталиева, З.А. Оценка формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации в свете реформы межбюджетных отношений [Текст] / Н.Г. Гаджиев, З.А. Фаталиева // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 6. – С. 83-87 26. Фомин А.Г Межмуниципальные организации как способ мобилизации доходов для обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления/ А.Г.Фомин// Вопросы развития народного хозяйства РФ. Межвуз. сб. науч. трудов студентов и аспирантов ИГЭУ 2007. С.211-213. 27. Фомин А.Г. Межбюджетные трансферты и их влияние на финансовое обеспечение местных бюджетов.// Финансы и кредит.-2007.- № 48 С. 28. Фомин А.Г. Роль неналоговых доходов в финансовом обеспечении местных бюджетов муниципальных образований/ А.Г.Фомин //Научно – технические ведомости СПбГТУ.-2007.-№ 3- 1 С.136-139. 29. Фомин А.Г. Финансовое обеспечение местных бюджетов за счет налоговых доходов / О.А. Гришанова, А.Г.Фомин // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сборник научных трудов вузов России.22 вып. Иваново. 2007. ИГХТУ.С.113-115 30. Arzaghi М., Henderson J. Why countries are fiscally decentralizing//Journal of Public Economics, Vol. 89, № 7, 2005.– P. 1186-1188. 31. Boadway R. Recent Developments in the Economics of Federalism published in Canada the State of the Federation. Toward a New Mission Statement for Canadian Fiscal Federation - Institute of Intergovernmental relations, 2000 – P. – 74. 32. Boadway R. Recent Developments in the Economics of Federalism. - Institute of Intergovernmental relations, 2000. – P. 41-79. 33. Breton A. Competitive Governments. An Economic Theory of Politics and Public Finance. – Cambridge: University Press, 1996. 34. Buchanan J. An Economic Theory of Clubs. - Economica, New Series, Vol. 32, № 125, 1965. - P 1-14. 35. Hayek, F. The Use of Knowledge in Society. - London: Routledge& Kegan Paul, Ltd., 1948. – Р. 108. 36. Johnson R.W. Income Redistribution in a Federal System. - American Economic Review, № 78, 1998. - P. 570-573. 37. Musgrave R. A. The Theory of Public Finance. – New York: McGraw-Hill, 1959; Oates W.E. Fiscal Federalism. – New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1972. 38. Tiebout, C. A Pure Theory of Local Government Expenditures. - Journal of Political Economy Vol. 64, 1956, pp. 416-424; Mills K., Percy M. and Wilson L. The Influence of Fiscal Incentives on Interregional Migration: Canada 1961-1978. -The Canadian Journal of Regional Science: Vol. 6, № 2, 1983. – P. 207-229. 39. Weingast B. Тhe Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Developmen. - Journal of Law Economics and Organization, № 11, 1995. - Р. 1-31. 40. http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp 41. http://mf.mosreg.ru/soc_eco_result/ 42. moscowdebt.org.ru/common/ru/region/.../2009/.../56_59_fgr_gerasimov.pdf 43. http://www.rcb.ru/rcb/2009-03/20438/ 44. www.moscowdebt.ru/…/2009/49/65_67_fgr_eigel.pdf 45. http://www.roskazna.ru/reports/cb.html