Введение В настоящее время рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является наиболее характерной чертой работы каждого предприятия в промышленно развитых странах. На сегодняшний день в условиях насыщенного товарного рынка, а также преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции является главным фактором успеха. Сертификация и лицензирование являются одними из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции, работ и услуг. В связи с этим следует рассматривать их как наиболее эффективное средство обеспечения качества, совместимости, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг. Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ сертификации и лицензирования в торговле России. Для достижения этой цели предполагается решить ряд взаимосвязанных задач: изучить основы сертификации и лицензирования в торговле, нормативно правовую базу, обеспечение безопасности товаров и услуг в процессе торговли, в также перспективы развития сертификации и лицензирования в торговле. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы руководителем и специалистами предприятия в анализе их работы. Умелое использование возможностей сертификации и лицензирования руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой создания на них более эффективных систем управления качеством продукции. В процессе исследования изучены законодательные и нормативно – правовые акты РФ, труды отечественных авторов, а также практические рекомендации из периодической литературы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы. 1. Сущность понятий, динамика развития Главным регулятором торговли всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на процессы товарного обращения. Потребность в нем возникает хотя бы уже потому, что именно государство гарантирует защиту конкуренции, берет на себя защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение иных законных интересов общества. Торговля является очень распространенным видом деятельности в России, которой могут заниматься все предприятия вне зависимости от формы собственности и при наличии соответствующих разрешений. Лицензирование один из инструментов государственного контроля за деятельностью предприятий торговли. Это соглашение, по которому компания получает возможность производить продукт (услугу), разработанный кем-то и защищенный патентом. В типовом случае сторона, продающая лицензию, предоставляет разрешение другой стороне использовать патент, торговую марку или патентованную информацию в обмен на лицензионные платежи. Продажа обычно ограничивается пределами конкретного географического района, а также существует ограничение соглашения по времени. Компания, которая предоставляет лицензию, называется лицензиаром, а которая приобретает ее — лицензиатом. Компании, которые расходуют значительные суммы на исследования и разработки, скорее всего, будут лицензиарами, а те, которые этого не делают, будут выступать в роли лицензиатов. Существует множество ситуаций, когда может использоваться лицензирование. Если продукт находится в стадии зрелости своего жизненного цикла, конкуренция сильна и норма прибыли уменьшается. Маловероятно, что
Содержание Введение 3 1. Сущность понятий, динамика развития 4 2. Нормативно правовая база 10 3. Организация работ в соответствии с законами и положениями 12 4. Обеспечение безопасности товаров и услуг в процессе торговли 15 5. Перспективы развития 24 Заключение 29 Список использованной литературы 32
Список использованной литературы 1. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418) 2. Нормы Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.) 4. Часть 1 ст. 49, ч. 2 ст. 61 ГК РФ 5. Закон о сертификации продукции и услуг 6. Порядок сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденный постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. №15 7. Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. 8. Абрютина М.С. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 528 с. 9. Батрова Т.А. Сертификация // Внешнеторговое право. - 2007. - № 1. – С. 3. 10. Болдырев Ю.Н. Сертификация продукции, работ и услуг // Торговый эксперт. - 2008. - № 4. – С. 18. 11. Пашкова Е. Проверки Роспотребнадзора. Плановые и внеплановые визиты. // Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу. - 2008. - № 4. – С. 21. 12. Свистунова Н. Лицензии за и против. // Московский бухгалтер. - 2009. - № 12. – С. 11. 13. Спектр Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. – «Юстицинформ», 2007 г. 14. Справочник директора предприятия / под. ред. Лапусты М.Г. - М.: ИНФРА - М., 2003. – 832 с. 15. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / под ред. Беляева С.Г. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. – 496 с. 16. Теплова Н.А. Лицензирование и сертификация: как быть с расходами? // Упрощенка. - 2006. - № 12. – С. 21. 17. Финансово - экономический анализ деятельности предприятия: Под ред. Воропаева Ю.Г., - М.: Финансы и статистика, 2002. – 192 с. 18. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 3 изд-е., перераб. доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. –448 с.