ВВЕДЕНИЕ Основными целями региональной государственной политики провозглашены благосостояние граждан, целостность государства, социальная справедливость. От того, как будут реализовываться эти цели, во многом зависит преодоление сложившейся асимметрии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, становление и развитие современного российского федерализма, а в конечном итоге — и сохранение единства страны. В последнее время немало делается по изучению состояния и обоснованию необходимости выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов РФ как одного из важнейших факторов укрепления и развития российского федерализма. И это вполне обоснованно, ибо выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения внутриполитической стабильности в стране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектов РФ не всегда свидетельствуют об успехах в продвижении по этому пути. Выравнивание социально-экономического положения населения различных субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах. В этом отношении и в советские годы в стране делалось немало. Одним из средств ослабления асимметрии в социально-экономическом развитии субъектов РФ являлось, в частности, перераспределение полученной государством в виде налогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов. Необходимостью такого подхода правительства России объяснял, и ныне объясняет перераспределение в интересах федерального центра доли доходов, получаемых в регионах. Так, если в 2004 году в субъектах РФ оставалось 47 % общенациональных доходов, то в 2006 году — около 40 %, в 2008 году — около 30 %. Однако на деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов РФ. Так, по уровню бедности населения в 2010 году регионы очень сильно различались между собой — от 3,1 до55,6 % бедных, то есть более чем в 18 раз. А официальный уровень бедности, рассчитанный по доходам, показывает разброс от 7 до 87 % — различие почти в 12 раз. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что территории, имеющие неодинаковые условия и потенциал развития, в разной степени способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды. Для муниципальных образований и регионов с низкими социально-экономическими показателями характерен повышенный риск возникновения кризисных ситуаций, что требует создания действенной системы антикризисного регулирования, определяющей наиболее общие схемы недопущения кризиса и сглаживания его негативных последствий. При наличии такой системы территории смогут выбрать конкретные инструменты, с помощью которых возможно сохранение налогооблагаемой базы и рабочих мест в краткосрочном периоде и переход к устойчивому росту в долгосрочном. Объект исследования - кризисные и депрессивные территории. Предмет исследования – инвестиционная поддержка кризисных и депрессивных территорий.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ И КРИЗИСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 5 1.1. Понятие и экономическая характеристика депрессивных и кризисных территорий 5 1.2. Антикризисное регулирование развития территории 9 1.3. Современное состояние депрессивных и кризисных территорий в России 16 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕПРЕССИВНЫХ И КРИЗИСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 19 2.1. Подходы и методы решения проблемы депрессивных и кризисных территорий 19 2.2. Выявления депрессивных территорий на примере Северо-Западного Федерального округа 32 3. МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕПРЕССИВНЫХ И КРИЗИСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 ЛИТЕРАТУРА 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 60
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2. Постановление Правительства российской Федерации «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» №1112 от 18 сентября 1998 г. 3. Постановление Правительства Ленинградской области от 14.04.2009г. №99, 4. Постановление Правительства Ленинградской области от 25.01.2010г. №9 5. Программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Ленинградской области на 2009-2013 годы» 6. Паспорт муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2010-2012 годы" // УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район от 25.03.2010г. №838 7. Абдулатипов Р. Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004. С. 181. 8. Алалыкина и.Ю. Применение методов идентификации депрессивных регионов на примере Кировской области. URL: http: // isei.communityhost.ru/thread/? thread_mid=622262164 9. Бюджетная система России: учебник для вузов/ под ред. проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-Дана, 2002. 10. Васильев, В.И. Местное самоуправление: центр и регионы / В.И. Васильев// Журнал российского права. - №3. - 2003. - С. 28-30. 11. Вахрин, П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. / П.И. Вахрин - М.: Издательско-торговая корпорация «Даликов и Ко», 2003. 12. Гаврилов Л.B. Региональная экономика и управление. - М.: Юнити-Дапа, 2006. - С. 78. 13. Гранберг А.г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. - С. 318-319. 14. Григорьев С., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 83; 15. ДайанА. Маркетинг / Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993. 16. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А. Г. Гранберга, С. Д. Валентея; Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2006. 17. Добрынин, Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен / Н.М. Добрынин//Журнал российского права. - 2004. - №3. -С. 27-31. 18. Доклад Совета Федерации Федерального собрания РФ 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под общ. ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. М.:Совет Федерации, 2007. С. 38. 19. Доктрина регионального развития РФ / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс] Режим доступа: www.rusrand.ru, свободный — Загл. с экрана. — рус. яз. 20. Зубаревич Н. В. Стратегия пространственного развития в период экономического роста // Вестник МГУ. 2008. № 1. 21. Использование новых показателей в прогнозе развития систем расселения// http://www.antropotok.archipelag.ru/prostr/ch-7.htm 22. Калинина Н., Лычев Н. Инвестиции не по профилю // Агробизнес. 2006. № 10. С. 14-18 23. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., ХайдерД. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 24. Кучмезов Х. Методические подходы к определению идентификационных признаков неблагополучных регионов. URL: www.law-n-live.ru/arch/n94.aspx. 25. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / Науч. ред. А.С. Пузанов. М.: Фонд «Института экономики города», 2004. 26. Мамедов О. Ю. Юг России в координатах глобализации и регионализации // Северный Кавказ в национальной стратегии России/ под ред. В. А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 27. Маршалова А.С., новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. — М.: Экономика, 1998.-С. 118 28. Мещерянова, О.П. Региональные особенности формирования местных бюджетов на этапе реализации реформы местного самоуправления/ О.П. Мещерякова//Материалы Межрегион, науч.-практ. конф. Чебоксары, 2007. 29. Михеева П.П. региональная экономика и управление. - Хабаровск: изд-во РИОТиП, 2000. - С. 400. 30. Мищенко В.В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. 31. Некрасов н.н. региональная экономика. — М.: Экономика, 1978. -С. 15-20. 32. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 33. Региональное измерение государственной экономической политики России / под общ. ред. А. С. Малчинова; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, 2007. С. 11. 34. Социальный атлас российских регионов. URL: http:// atlas.socpol.ru 35. Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. - Новосибирск: наука, 1996. 36. Экономические проблемы становления российского федерализма. -М.: наука, 1999. 37. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – М.: КНОРУС, 2007. – 336с. 38. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике / К.Л. Астапов // Финансы - 2007 №10 - с.19-23. 39. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – С. 475-505 40. Беседина А.С. Межбюджетные отношения в системе местного самоуправления / А.С. Беседина // Право и экономика. – 2005. – №7. – С.35-38 41. Брайчева Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. – СПб: Питер, 2006. – 365с. 42. Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ) // Финансы. - 2006. №3. - с.3-13. 43. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин. - М: «Дашков и Ко», 2006. 44. Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики / Ю.Воронин // Экономист. – 2006. - №6. - с.53-63. 45. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2000. – 861с. 46. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации. –М.: Госкомстат России, 2007. – 389с. 47. http://lomonosovlo.ru/admin/admin.htm - Сайт Ломоносовского района 48. http://www.regions. ru/news/parties/2234717.