Введение
Актуальность работы. В повседневном общении с нашими с подростками можно все чаще и чаще столкнуться с такими реакциями как девиантность, ненормативность, нарочитое и демонстративное нежелание следовать принятым в обществе правилам и нормам поведения.
Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Во многом это связано с основным психическим новообразованием этого возраста — чувством взрослости. Таким образом, главное противоречие кроется между возросшим ощущением самостоятельности подростка и его психическими возможностями. Для формирования самосознания подростку необходимо совершать самостоятельные поступки. Но у пубертата не хватает внутренней уверенности в своей правоте, в своей позиции, не всегда подросток готов взять на себя ответственность за свои действия.
Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Стремление получить статус взрослого — это абсолютно нормальное явление, необходимое для полноценного развития.
Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков отклоняющегося (девиантного) поведения. Также следует принять во внимание тот факт, что в подростковом возрасте обостряются имеющиеся внутренние противоречия.
Целью нашей работы является изучение особенностей и причин отклоняющегося поведения подростков.
Объектом исследования является отклоняющееся поведение подростков.
Предметом — особенности и причин отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
1. В рамках теоретического анализа исследовать психологические особенности подросткового возраста как отличительного этапа возрастного развития.
2. Проанализировать теоретические положения, посвященные феномену отколняющегося, девиантного поведения, причини особенностей отклоняющегося поведения подростков, в частности агрессивности у подростков как одной из основных причин, приводящих к девиантному поведению.
3. На основе полученных данных разработать программу и методики психодиагностического обследования подростков, проявляющих признаки отклоняющегося поведения, с целью выявления наиболее вероятных психологических особенностей, являющихся причиной отклоняющегося поведения.
Гипотеза исследования: к числу факторов, сочетающихся с повышенным уроынем отклоняющегося поведения подростков относятся общая социальная дезадаптивность, повышенный уровень агрессивности и фрустрированности.
В процессе исследования были использованы следующие методики:
методика Розенцвейга;
опросник Басса—Дарки;
тест Томаса;
диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Выборкой для проведения исследования являлись старшие школьники — 40 человек детей, учащихся средней школы № 166 г. Москва.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема отклоняющегося поведения подростков в современной психологии 5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Особенности и причины проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 10
Выводы по Главе 1 15
Глава 2. Диагностическое исследование особенностей проявления отклоняющегося поведения подростков 16
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 16
2.2. Описание методик исследования 18
2.3. Результаты исследования 23
2.4. Обсуждение результатов исследования 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Асеев В.У. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1986.
3. Батаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практическо-го психолога, Учеб. пособие — 2-е издание — М.: Дело, 2001.
4. Беленький В.А. и Мычко Е.Н. Методические подходы к изучению агрессии, — М.: 2000.
5. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб., 1997
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации, — М., 1990
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, — Минск, 1997.
8. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1993. — № 5, с. 8–16.
9. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. — М., 1991.
10. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1990.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы», — Спб., 2002.
12. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
13. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2 изд. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: Изд. «Прогресс», 1999.
15. Макдауголл В. Инстинкт агрессивности. — М.: 2000.
16. Маклаков А.Г. Общая психология, — М.: Изд-во «Питер», 2000
17. Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. — Киев, 1984.
18. Мухина В.С Возрастная психология. — М., 1997.
19. Немов Р.С. Психология, книга 3, М.:, изд. «Владос», 2001.
20. Немов РС. Психология, книга 1, — М., 2001
21. Нравственность. Агрессия. Справедливость // Под ред. А.М. Матюшкова. — М., 1992.
22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара: Издательский Дом «БАХРАР», 1998.
23. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. — М., 1991.
24. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.И. Дружинина, — СПб., 2000.
25. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. М., изд. «АСТ-ПРЕСС», 2000.
26. Роберт Б., Дебора Р. Агрессия. — Спб. 1994.
27. Рогов Е.И., Общая психология, — М.: изд. «Владос», 1995.
28. Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми. — М., 1993.
29. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача — М., 2001.
30. Файзулаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. — Ташкент, 1987.
31. Хекхаузен Х. Агрессия (Мотивация и деятельность). — М., 1986.
32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Спб., 1999.