В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно широко. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.
К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.
Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.
Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
План:
1.Особенности усвоения звуков у дошкольников.
2.Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
3.Типичные фонетические возрастные особенности речи у детей 3-х лет и содержание обучения.
4.Типичные фонетические возрастные особенности речи у детей среднего дошкольного возраста и содержание обучения.
5.Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте и содержание обучения.
Список использованной литературы:
Список использованной литературы:
1.Алексеева М.М. Яшина В.и. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,1997.стр 210-219
2.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
3.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.,Просвещение,1982г.