Введение
С развитием в России рыночной экономики и вследствие этого усиления конкуренции и нестабильности рынков сбыта роль маркетинга в целом усилилась. Особую актуальность при этом приобрели вопросы стратегического маркетинга, решение которых в современных компаниях вменены в функциональные обязанности высшего руководства.
Важнейшей функцией управления маркетингом в организации является планирование маркетинга, организация и контроль маркетинговой деятельности. По мнению специалистов, план маркетинга является наиболее важным разделом бизнес плана, в котором определяются спрос на данную продукцию, сегменты рынка (первичные и вторичные целевые), наличие конкуренции, правительственное и местное регулирование бизнеса, определяется стратегия маркетинга.
Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.
При разработке и планировании маркетинговых мероприятий важно провести анализ конкурентного окружения своей компании, выявить уникальные (устойчивые) конкурентные преимущества товара и на этой уникальности либо устойчивости строить комплекс маркетинговых мероприятий.
Следует отметить, что маркетинговый подход играет важную роль в принятии стратегических решений и позволяет организации решать задачи по выработке общий стратегий и определить конкретные маркетинговые стратегии: товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную и т.д.
Маркетинговый подход способствует выбору наиболее успешной тактики поведения на рынке и осуществлению строгого контроля (мониторинга) в течение всего процесса реализации маркетинговой программы организации [10, c. 5].
Целью дипломного проекта является разработка проекта программы управления маркетинговой деятельностью организации на примере СПБ НЦ РАН.
Задачи дипломного проекта:
рассмотреть теоретические аспекты системы управления маркетинговой деятельностью организации;
провести анализ системы управления маркетингом в СПБ НЦ РАН;
разработать план мероприятий по совершенствованию системы управления маркетинговой деятельностью СПБ НЦ РАН.
Объект исследования - СПБ НЦ РАН.
Предмет исследования - программа управления маркетинговой деятельностью организации СПБ НЦ РАН.
Стратегическому планированию деятельности фирмы уделено внимание в работах А. П. Абросимовой, М. М. Алексеевой, Э. А. Афитова, А. Н. Богатко, А. И. Бородина, Ю. Н. Васильева, О. С. Виханского, С. Е. Каменипера, С. В. Оборской, Л. Н. Петрова, С. А. Попова, А. И. Руденко, Ф. М. Русинова, А. Дж. Стрикленда, А. А.Томпсона, Р. Б. Тяна, З. Е. Шершнева.
Вопросы стратегического маркетингового планирования раскрыты в работах Дж. Брэдли, Т. П. Данько, С. Дибба, П. Дойля, А. В. Кусика, Л. Симкина, М. П. Стати, А. В. Ушанова. Дж. О’Шонесси, В. Д. Шкардуна.
В то же время, вопросы разработки маркетинговой программы в некоммерческих учреждениях и организациях сферы наук рассмотрены недостаточно, что и определяет новизну данного исследования.
В проекте применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, экономико-статистический анализа, стратегический анализ (SWOT), сравнительный анализ, обобщение.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты системы управления маркетинговой деятельностью организации 5
1.1 Маркетинговый подход к деятельности организации 5
1.2 Управление маркетинговой деятельностью организации 8
1.3 Особенности разработки плана маркетинга 13
Глава 2 Анализ системы управления маркетингом в СПБ НЦ РАН 24
2.1 Краткая характеристика Санкт-Петербургского научного центра РАН 24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности СПбНЦ РАН 30
2.3 Анализ маркетинговой деятельности СПбНЦ РАН 38
Глава 3 Разработка плана мероприятий по совершенствованию системы управления маркетинговой деятельностью предприятия и оценка его эффективности 48
3.1 Маркетинговая программа мероприятий по совершенствованию системы управления маркетинговой деятельностью предприятия 48
3.2 Эффективность предложенных мероприятий 57
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения………………………………………………………………………………67
Список литературы
1. Аристархова Н. Маркетинг рынка предметов потребления// Маркетинг. – 2007. - № 6. - с. 24-30
2. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2008. – 804 с.
3. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-планирование. Конспект лекций. – М., 2007. – С. 9.
4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. — М. : КНОРУС, 2005. — С. 22.
5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
6. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2006.- С. 74.
7. Бизнес-планирование инноваций: монография / Ю.П. Анисимов, В.И. Штефан, Е.В. Солнцева, Д.Б. Лебединская; под ред. Ю.П. Анисимова. Воронеж: Научная книга, 2008. - 558 с
8. Бразинскас С. Как подготовить маркетинговую стратегию для центра коммерциализации технологий // http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_7376082E-3B98-461C-8FEF-D5D58310B7CD.html
9. Бугаева Т.М., В.П. Бугаков. Некоммерческий маркетинг. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007.- С. 4-5.
10. Бурцева Т.А., В.С. Сизов, О.А. Цень. Управление маркетингом. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 10.
11. Быховский Е. Изгой российской экономики//Кожевенная обувная промышленность. – 2008.- № 4. - с.8-17
12. Гаева Д.Д. Сценарии формирования инновационной модели экономики / Человек и труд. 2007. №2. – С. 11.
13. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг. – 2007. - № 4. - с.31-42
14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2008.-464 с.
15. Дуровин А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2008.-464 с.
16. Ежова М.Б. Основные концепции развития инновационного менеджмента в экономике// Информационный сборник ФГУ «ВЦОТ» - М.: ВЦОТ, 2006. -№ 5. - с. 51-55
17. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / В.Н. Ерёмин. — М.: КНОРУС, 2006. — С. 24.
18. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг. – 2006. - № 6. - с.78-88
19. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М., 2008.- С. 78.
20. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2007.-698 с.
21. Котлер Ф.Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук.— СПб.: Питер, 2006. — С. 32.
22. Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг. – 2006. - № 8. - с. 30-55
23. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.-519 с.
24. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 2007.-224 с.
25. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Часть 1 М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – 392 с.
26. Минин А.А. Маркетинговое планирование. Российская практика. – М. Издательство: Вершина, 2007. – С. 168.
27. Нестеренко, Т.В. Отраслевые особенности организации маркетинговой деятельности в современных условиях: монография / под ред. д.э.н., проф. Л.С. Шаховской. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006
28. Отчет о научно-организационной деятельности Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН за период 2002г. – май 2008 г.
29. Павлов Е.А. Понятие, признаки и виды предпринимательской деятельности //Закон и право. – 2007 . - № 2 . – с. 10.
30. Питер Друкер Классические работы по менеджменту = Classic Drucker. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008.
31. Уткина Э.А. Маркетинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд-во ЭКМОС, 2008.-320 с.
32. Уэбстер Ф. Основы промышленного маркетинга. – М,: Издательский Дом Гребенникова, 2005. – С. 15.