Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Оно обращено и к профессионалам системы образования, в частности, к преподавателям вузов.
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности. Интерес к изучению обстоятельств, связанных с формированием личности, в том числе - инноваций - находится в последнее время в поле зрения социологов.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.
В условиях социально-экономического кризиса изменяется место высшего образования в системе жизненных ценностей российских студентов, ориентации на специальность и формы получения образования, установка на дальнейшую профессиональную деятельность. Образование постепенно становится прагматической узкоутилитарной ценностью. Приоритет среди вузов в настоящее время молодыми людьми отдаётся экономическим, юридическим, гуманитарным. При этом преобладает стремление получить образование в возможно хорошие сроки, чтобы занять наиболее выгодное в материальном отношении место.
Наиболее целеустремлённая молодёжь в целом сознаёт, что хорошая качественная подготовка, специальные знания, готовность повышать и изменять квалификацию становятся важными составляющими жизненного успеха. Задача образовательных структур - чутко реагировать на новые запросы общественного развития, студенчества, своевременно трансформируя цели, планы, методы и формы высшего образования.
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Введение 3 1 Теоретические аспекты инновационных процессов 7 1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация 7 1.2 Особенности инновационных образовательных учреждений 15 2 Инновационные процессы в практической деятельности современного вуза 24 3 Внедрение инноваций в современных вузах 33 Заключение 46 Литература 49
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 17.06.2010)
3. Арзякова О. Н., Платонов А. М. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия // Университетское управление. - 2000. - № 3(14). - С. 50–53.
4. Астафьева, Н. В. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов / Н. В. Астафьева // Экономика образования. – 2009. – № 1. – С. 101-124.
5. Белый Е. М., Романова И. Б. Децентрализация управления университетом // Качество.21 век. - 2003. - № 3. - Режим доступа: http://quality21.ru/.
6. Бутакова, О. А. Структура инновационного образовательного процесса : [о сущности пед. инновации, ее функциях в соврем. образоват. процессе, ее роли в становлении личностных качеств обучающихся] / О. А. Бутакова // Высш. образование сегодня. – 2009. – № 4. – С. 18-21.
7. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И.Ерофеева//Народное образование.–2002.–№ 5.– с. 94-98
8. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990. – с. 8-23
9. Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. – 2006. – № 3. – с. 93-97
10. Квасникова, Н. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании / Наталья Квасникова // Народное образование.– 2008. – № 8. – С. 85-92.
11. Коваженков М.А. Бизнес-идея как фактор инновационного развития вуза // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства / Сборник докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 10-19 марта 2010 г. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010 – с. 56-58.
12. Лазарев, Г. И. Дальневосточный федеральный университет должен обеспечить инновационное развитие региона / Г. И. Лазарев // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 6. – С. 96-102.
13. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с. 4-9.
14. Латуха, О. А. Роль инновационной деятельности в развитии вуза / О. А. Латуха // Вестн. пед. инноваций. – 2008. – № 4. – С. 14-24.
15. Макаркин Н. П., Томилин О. Б., Фадеева И. М. Матричное управление в высшем учебном заведении //Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 1(30). С. 43–47. [Дата обращения: 25 февр. 2005 г.].
16. Мартыненко О.О., Черная И.П., Антонов А.Г. Инновационные решения в организации образовательных процессов в вузе//Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – 2005. - №4. – с.24-34.
17. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации. Автореф. дис…д.полит.н. – М., 2009. – 50 с.
18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.
19. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. – 2006 – № 1. – с. 37-43.
20. Орлова, Е. А. Университеты инновационного типа / Е. А. Орлова // Эконом. науки. – 2008. – № 10. – С. 437-440.
21. Отчет экспертов Зальцбургского семинара. Режим доступа: http://it.vvsu.ru/docs/. [Дата обращения: 25 февр.2005 г.].
22. Проценко, Т. Г. Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика / Т. Г. Проценко // Экономика образования. – 2008. – № 6. – С. 127-149.
23. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– 368 с.
24. Резник, Г. Формирование программы лояльности как фактора конкурентоспособности вуза / Галина Резник, Юлия Савенкова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 2. – С. 83-92.
25. Рогова, И. С. Формирование стратегии инновационного развития профессионального образования / И. С. Рогова // Экономика образования. – 2009. – № 3. – С. 60-69. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.– 512 с.
26. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5. – с. 10-19.