ВВЕДЕНИЕ
Вопросы повышения эффективности управления предприятий всегда занимали одно из самых приоритетных мест в экономической науке и повседневной хозяйственной деятельности. Со временем актуальность этих вопросов ничуть не уменьшилась, а, наоборот, возросла. Об этом свидетельствует появление в течение последних лет значительного количества новых публикаций отечественных и зарубежных авторов, как фундаментальных, так и прикладного характера, посвященных проблеме повышения эффективности управления предприятий.
Однако, несмотря на свою актуальность, проблема повышения эффективности управления предприятий в настоящее время, к сожалению, остается одной из самых неразрешенных в практическом плане. Многие отечественные предприятия часто сталкиваются с низким уровнем эффективности своей деятельности и заняты поиском возможных путей наилучшего выхода из сложившейся ситуации.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности управления предприятий, практическая реализация которого позволит обеспечить их успешную деятельность.
На основе изученной литературы можно сделать вывод, что данная тема является обсуждаемой такими авторами как И.П. Богомоловой, А.Н. Гвозденко, Е.Ю. Герасимовым, Э. Зориной, Т. Канэко, Д.В. Лысенко, А. Марюта, И.М. Сыроежиным, А. Шадриным и другими.
Рассматривая эффективность управления предприятия, необходимо отметить, что она является формой отражения степени результативности производственной, финансовой, маркетинговой, сбытовой и инвестиционной деятельности (степень достижения поставленных целей в различных функциональных сферах деятельности предприятия), а также уровня экономичности использования имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных, интеллектуальных) в процессе производства, воспроизводства и обращения продукции, удовлетворяющей запросам потребителей и требованиям рынка.
При этом эффективность определяется как отношение совокупного экономического результата, полученного предприятием за определенный период времени, к затратам ресурсов, обусловившим его получение, и включает два аспекта: измерение эффективности использования различных видов ресурсов и определение возможных путей ее повышения; отбор и обоснование оптимальных вариантов решения производственно-хозяйственных задач на основе расчета показателей эффективности.
Довольно часто низкий уровень эффективности управления предприятий связан с недостаточной разработанностью или просто отсутствием программных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей. В такой ситуации невозможно полностью устранить возникшие проблемы и добиться желаемых результатов, что, естественно, приводит к негативным для предприятия последствиям.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………...…3
1.1 Сущность эффективности управления на предприятии……………………5
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятия…………….……..9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
В ООО «НОРДИН»…………………………………………………………...…14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………….14
2.2 Анализ эффективности управления персоналом предприятия…..………21
2.3 Эффективность маркетинговой деятельности предприятия………..…….26
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ООО «НОРДИН»………………………………………...……31
3.1 Направления по улучшению эффективности функционирования системы
управления персоналом на предприятии………………………………….……31
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложенных
мероприятий………………………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………45
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Афонин Ю.А. Управление человеческими ресурсами: социально-психологических подход / Ю.А.Афонин, А.П.Жабин и др.. - Изд-во: КДУ, 2007. – 360 с.
2. Барионов В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Барионов, А.В. Синельников // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №6. – С. 9-15.
3. Богомолова И.П. Эффективная организация структуры управления маркетингом как способ повышения конкурентоспособности предприятия /И.П. Богомолова, З.В. Гаврилова //Управление персоналом. - 2008.-№12.-С.49-50.
4. Бородин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности (рынки предприятий): учеб. пособие /В.А. Бородин, О. П. Бородина, Е. Н. Болховитина ; под науч. ред. В.А. Бородина.-Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.-138 с.
5. Виханский О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – Изд-во: Экономистъ, 2007. – 288 с.
6. Гаффорова Е. Совершенствование системы менеджмента предприятия на основе линейно-функциональной структуры управления / Е.Гаффорова // Менеджмент сегодня. – 2009. - № 4. – С.18-26.
7. Гвозденко А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях /А. Н. Гвозденко //Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2006.-№2.-С.144-157.
8. Герасимов Е.Ю. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии // Финансы. - 2008. - № 3. – С. 23-25.
9. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.11.1996 г. № 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 21.10.1995 г. (ред. 17.07.2009).
10. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие : [по специальности \"Менеджмент орг.\"] /Н. Л. Зайцев; Гос. ун-т упр.-М.: ИНФРА-М, 2008.-453с.
11. Зорина Э. Ключевые показатели эффективности как инструмент управления персоналом / Э.Зорина // Управление персоналом. – 2009. - № 8. – С.32-36.
12. Иванов М. Организация как открытая система // Менеджмент сегодня. – 2008. - №1.-С.22-29.
13. Канэко Т. На пути создания высокоприбыльного предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. - С. 80-88.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом: регламентация труда: Учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп./А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. – 480 с.
15. Ким С.А. Маркетинг: [учеб. пособие для вузов по специальностям \"Маркетинг\", \"Реклама\", \"Коммерция\" (торговое дело)] /С. А. Ким.-М.: Дашков и К°, 2008.-235с.
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
17. Крылов С.И. Анализ и прогнозирование в системе управления финансовыми ресурсами организации // Финансовая аналитика. - 2008. - № 1. – С. 34-36.
18. Крылов С.И. Анализ показателей сбалансированной системы (общий подход) // Финансовая аналитика. - 2008. - № 2. – С. 35-37.
19. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080109 \"Бухгалтерский учет, анализ и аудит\" /Д. В. Лысенко.-М.: ИНФРА-М, 2008.-318 с.
20. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие /[сост. Ю. Г. Алгазина и др.]; Федер. агентство по образованию, Алт. гос. ун-т, Экон. фак., Каф. экономики предпринимательства и маркетинга.-Барнаул: Изд-во АГУ, 2007.-155 с.
21. Маркетинг: [учеб. пособие по направлению \"Менеджмент\" /А. П. Мищенко и др.] ; под общ. ред. А. П. Мищенко.-М.: КноРус, 2008.-282 с.
22. Маркова В.Д. Маркетинг менеджмент: учеб. пособие /В.Д. Маркова.-М.: Омега-Л, 2007.-202 с.
23. Марюта А. Пути повышения эффективности финансово-экономического управления предприятиями и их конкурентоспособности /А. Марюта //Проблемы теории и практики управления. -2008.-№8.-С.40-48.
24. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК – Пресс, 2003. – 528 с.
25. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник : [для образоват. учреждений по программе МВА и другим программам подгот. управленч. кадров] /Б. А. Соловьев; Ин-т экономики и финансов \"Синергия\".-М.: ИНФРА-М, 2005.-382 с.
26. Сыроежин И.М. Система показателей эффективности и качества. — М.: Экономика, 2008. – 315с.
27. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (в ред. от 01.01.2010).
28. Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с изменениями и дополнениями от 27 июля 2006 г. (ред. от 01.01.2010).
29. Черникова А.А., Дручинин А.И., Проселкова А.И. Показатели оценки достижения стратегических целей предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 3(84).
30. Шадрин А. Феноменология эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. - С. 72-90.
31. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.Д. Шеремет. – Изд-во:Инфра-М, 2009. – 368 с.