ВВЕДЕНИЕ
Книгу Йохана Хейзинга «Осень Средневековья» нередко называют энциклопедией эпохи заката Средних веков, поскольку в ней затронуты практически все стороны жизни того времени, подробно описываются народные традиции, различные направления искусства, а также рассматриваются их истоки и тенденции развития. Автор использует самые различные источники: произведения бургундских авторов XIV XV веков, религиозные трактаты, фольклор, документы и исторические хроники. Отличительной особенностью позиции Хейзинги является то, что он не рассматривает указанную эпоху как прелюдию к Ренессансу (хотя и указывает на определенные черты, получившие последующее развитие), но фиксирует внимание на самом процессе заката средневековой Европы как на самостоятельном явлении. Примечательно, что книга Хейзинги вышла почти одновременно с «Закатом Европы» О. Шпенглера, будучи своеобразной реакцией на всеобщее ощущение разочарования и упадка, царившее в европейском обществе после Первой мировой войны. Но переживание «заката», «осени» в то же время таит в себе некую надежду на будущее, каковая имеется и в ностальгическом обращении к прошлому.
Настоящая работа разделена на две части: в первой главе рассматриваются характерные черты позднесредневекового мировоззрения, а также условия функционирования средневекового общества; вторая глава посвящена рассмотрению искусства того времени и формирования эстетического идеала. Основные выводы содержатся в Заключении.
ГЛАВА I
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
§ 1. Контрастность и пессимизм
Главной характеристикой средневековой жизни Хейзинга считает контрастность: торжественный звон колоколов, процессии и выходы государей сменяются публичными казнями, мародеры стыдятся снимать с жертв нижнее белье, гораздо значительнее ощущалась разница между богатством и нищетой, знатью и простым народом, городским шумом блеском дня и тишиной и непроглядностью ночи, зрелищные поединки калек имели место наряду с сочувствием к врожденному уродству, казни ведьм заканчивались празднованиями с цветами: «Так неистова и пестра была эта жизнь, где к запаху роз примешивался запах крови» . Имело место почти религиозное почитание великолепия (описанное в исторических трудах Шателлена). Публичная скорбь по поводу, например, кончины монарха, означала действительно всеобщее горе. Средние века представляли раздолье для страстей: серьезнейшие конфликты могли происходить даже при игре в шахматы. Необузданность проявлялась и в религиозном чувстве - так, толпы людей, в том числе, высшее духовенство, следовали за странствующими проповедниками, которые не только действовали силою проповеди, но и на месте разрешали конфликты и споры. Главной темой проповедей было обличение греховности человечества, а также напоминания о смерти и Страшном суде. Основными грехами считались гордыня (что оправдано всей христианской традицией) и сребролюбие (отмеченное в Послании к Тимофею как корень всех зол (1Тим. 6, 10)). Причем их союз представлял собой нечто непосредственное, еще неподвластное этике Ренессанса. Имело место сожжение игральных карт, костей, драгоценных ларцов, украшений всего, что по мнению Церкви было принадлежностью падшего мира. Тема воздаяния имела прямую связь с убеждением, что проступок требует искупления. Отсюда жестокое веселье во время казней, отказ преступникам в исповеди и причастии, что означало отлучение их от надежды вечной жизни. Вопрос о возможности судебной ошибки в то время просто не поднимался, также не рассматривалось, заслуживает ли обвиняемый помилования, оно или не давалось или давалось причем нередко за деньги и знатность родственников. Характерной чертой средневекового сознания является памятование о смерти, постоянно звучит напоминание о том, что все тленно, что жизнь недолговечна, а смерть пожирает все. Смерть присутствует как персонаж и в литературе, и в изображении Плясок смерти. Причем грязь смерти связана с грязью зачатия и рождения (макабр идет рука об руку с женоненавистничеством). В раннехристианской литературе присутствуют как жалобы на то, что все тленно, так и ликование о вечной жизни, однако, а рассматриваемом периоде второй полюс практически отсутствует: «Нет сомнения, что во всем этом наличествует дух грубого материализма, который не может смириться с мыслью о кончине чего-то прекрасного без того, чтобы не усомниться в красоте самой по себе» . Средневековому сознанию представлялась масштабность греха и невозможность прощения так тема Страшного Суда в проповедях постепенно отделяется от Воскресения и начинает преобладать. Презрение к миру скорее является следствием влияния неоплатонизма (и вообще античного мировоззрения) на раннее христианство, проявившееся в представлении о грехе как впадении в чувственное и множественное и в признании ничтожности человека.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Основные черты средневекового мировоззрения 4
§ 1. Контрастность и пессимизм 4
§ 2. Власть и политика 6
§ 3. Религия 7
§ 4. Рыцарский идеал в контексте средневекового сознания 8
Глава II. Особенности эстетического восприятия позднего Средневековья 11
§ 1. Стремление к прекрасной жизни 11
§ 2. Искусство 12
§ 3. Литература 13
Заключение 16
Используемая литература 18
Используемая литература:
Хейзинга Й. Осень Средневековья. http://www.lib.ru/FILOSOF/ HUIZINGA/osen.txt