Введение
Период формирования философии в политической истории Древнего Китая был временем войн, смут и бедствий. В VIII-VII вв. до н.э. Китай был расколот на большое количество государств, находившихся друг с другом в состоянии вражды, поэтому становление древнекитайской философии происходило в условиях ломки традиционной культуры и поиска новых форм общественных отношений.
Стремление к социальному и духовному равновесию вызвало к жизни нравственную рефлексию, определившую первую форму человеческой мудрости. Мудрость была ответом на разрушение архаического мировоззрения. Она скрепляла расколовшийся социальный порядок. Поэтому острое осознание контраста между хаосом и порядком, частичным и общим свойственно древнекитайским мудрецам.
Мораль конфуцианства имеет определенные черты сходства с другим универсальным и многогранным направлением религиозно-философской мысли Китая – даосизмом. Даосизм – философско-религиозное течение Китая, одно из его главных традиционных «трёх учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии.
Наряду с конфуцианством даосизм (от «меры вещей» кит. дао цзя – школа дао) – важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы.
Его основоположник, Лао-цзы, подобно Конфуцию, видел в добродетели проявление истинной природы человека. Как и конфуцианство, даосизм был не столько религиозной доктриной, сколько способом интерпретации культурной традиции. Однако, в отличие от конфуцианства, даосизм мало интересовался общественными проблемами. Его последователей больше привлекало достижение умиротворения и бессмертия.
Хотя даосизм получил свое название от возвышенного принципа дао, введенного Лао-цзы, но эта связь достаточно отдаленная. Наряду с этим учение даосистов отличалось религиозным мистицизмом, значительно опережавшим дух своего времени. Многие даосские священники проводили время в различных алхимических экспериментах. Известно, что уже в III в. до н.э. под влиянием философии даосизма Цинъ Ши-хуанди, первый император династии Цинь, снарядил морскую экспедицию, чтобы отыскать золотые острова, где духи раздавали жизненный эликсир.
Исходя из всего вышеизложенного, тема данной работы представляется не только актуальной, но и интересной.
Целью данной работы является общая характеристика и анализ философии даосизма.
При выполнении работы был поставлен ряд взаимосвязанных задач:
1. Дать общую характеристику возникновения и сущности философии даосизма.
2. Рассмотреть основные категории даосизма.
3. Охарактеризовать основные направления в даосизме.
4. Проанализировать философию даосизма.
5. Сделать обобщающие выводы.
Объект исследования – философия даосизма.
Предмет исследования – общая характеристика и анализ философии даосизма.
Введение 3
1. Возникновение и сущность философии даосизма 5
2. Основные категории даосизма 9
3. Направления в даосизме 12
4. Аналитическая оценка философии даосизма 13
Заключение 19
Список использованной литературы 21
1. Алексеев П.В. История философии. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
2. Вечканов В.Э. Философия: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с.
3. Всеобщая история религий мира. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.
4. Древнекитайская философия (пер. с древнекит. Ян Хин-шуна). В 2-х т. – М.: Мысль, 1972.
5. Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
6. История философии/Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 2002. – 368 с.
7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. – М.: Филологическое общество «Слово», Издательство «ЭКСМО», 2003. – 672 с.
8. Лешкевич Т.Г. Философия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 315 с.
9. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 408 с.
10. Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.