ВВЕДЕНИЕ Государственная служба является правовым институтом, которо¬му государство уделяет особое внимание. Это связано с тем, что в правоотношении «гражданин — государство» человек фактически взаимодействует не с юридической абстракцией— государством, а с конкретной «корпорацией» — чиновниками. Являясь носителями власти, чиновники осуществ¬ляют управление практически всеми сферами общественной жиз¬ни. В известной степени именно от них зависит уровень демокра¬тии в стране, степень ограничения прав и свобод человека и гражданина и в конечном итоге — уровень благосостояния обще¬ства и государства, и самое главное – эффективность государственного управлении я. Опыт многих стран свидетельствует о том, что государственная служба является одним из важнейших условий успешного выполнения государством своих функций. Государство сильно, прежде всего, своей четкой организационной и высокоэффективной государственной службой. Государственная служба является проводником между государством и гражданским обществом. Одним из субъектов государственной службы является государственный служащий, который имеет права, обязанности, гарантии, несет ответственность, особенности прохождения государственной службы, и которого необходимо ориентировать на интересы государства и общества. Устойчивость государственной службы достигается, прежде всего, за счет интереса граждан, как в плане оценки ее социальной полезности, так и престижности государственной службы как особого вида трудовой деятельности. Признание населением социальной пользы государственной службы является моральным основанием для более продуктивного труда и создания достойных социальных гарантий, что, в свою очередь, необходимо для притока на службу реально и потенциально высококвалифицированных и нравственно надежных кадровых ресурсов. Поэтому вполне оправдано, что одной из приоритетных задач кадровой политики считается создание системы социальной защиты и социальных гарантий государственных служащих. Хотя необходимо признать, что в условиях экономического кризиса, а также общего сниженного доверия населения к государственной службе постановка вопроса о повышении социального статуса служащих даже на уровне их социальной защиты социальных гарантий вызывает определенное сопротивление общественного мнения. В основном это связано с узким пониманием социальной защиты как формы материальной (финансовой) прямой или косвенной поддержки граждан. Кроме того, с работой чиновника нередко отождествляют коррупцию, карьеризм, пренебрежение к людям, некомпетентность. Актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, защищать права и законные интересы человека в нашей стране. Для России, вступившей на путь радикальных социально-экономических преобразований и перехода к рыночной экономике, выявление конкретных проблем и препятствий в правовом обеспечении социальной защиты и социальных гарантий государственных служащих в Российской Федерации с целью создания адекватного законодательного регулирования в настоящее время особенно актуально.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 1.1 Правовые основы государственной службы РФ как социально-политического института, как вида профессиональной деятельности 6 1.2Содержание и регламентация социальной защиты и гарантий государственных служащих 15 Общесоциальные гарантии для государственных служащих 32 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА 37 2.1 Общая характеристика деятельности отдела 37 2.2 Исследование практических методов обеспечения социальной защиты и социальных гарантий государственных служащих ОСЗН 43 2.3 Повышение эффективности государственной службы через совершенствование системы социальной защиты и социальных гарантий в государственной службе 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые источники КОНСТИТУЦИЯ 1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в ред. от 29.03.2008) //[электронный ресурс системы «Кодекс»] 2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 № 57-ФЗ «О системе государственной службы в российской Федерации» , ст.2 //[электронный ресурс системы «Кодекс»] 3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 09.04.2007) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». //[электронный ресурс системы «Кодекс»] 4. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 37 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 5. Указ Президента Российской от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". 6. Закон Санкт-Петербурга «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» от 01.07.2005 N 399-39 ( с изм на 1.04.2010) //[электронный ресурс системы «Кодекс»] 7. Приказ Губернатора Санкт-Петербурга от 28 сентября 2000 года N 286-к ( с изм на 24.08.2006) «О проведении аттестации государственных служащих Администрации Санкт-Петербурга» //[электронный ресурс системы «Кодекс»] 8. Закон Санкт-Петербурга «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» от 01 июля 2005г. № 399-39 ( с изм на 1.04.2010) 9. Закон Санкт-Петербурга «О расчетной единице» от 06 июля 2005 года №347-40 10. Закон Санкт-Петербурга от 5 октября 2005 года № 531-74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 11. Закон Санкт-Петербурга от 6 июня 2005 г «О реестре государственных должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» (в ред. законов Санкт-Петербурга от 28.12.2005 N 749-111, от 20.07.2006 N 385-57, от 09.10.2006 N 453-72) 12. Постановление Правительства Санкт-Петерубрга от 29 апреля 2010 года N 528 «Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» Учебники и учебные пособия 13. Бахрах Д.Н. Государственная служба России. Уч. Пособие. М:Проспект, 2007- 152 с. 14. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. – М.: Изд-во РАГС, 2009 – 440 с. 15. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учеб. пособие. М., 2005.- 479 с. 16. Государственная служба Российской Федерации : основы управления персоналом. Под общей ред. В.П. Иванова М: Известия, 2008 – 264 с. 17. Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становления / под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2005. 18. Моисеев А., Барчан Н., Анненков В. Государственная служба. Организация деятельности М:Кнорус, 2010 – 256 с. 19. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. М: ГУУ, 2007 – 284 с. 20. Комментарий к ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С. и др.) - СПС "Гарант", 2007 – 393 с. 21. Комментарий к федеральному закону ≪О государственной гражданской службе Российской Федерации≫ и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,2005. 22. Корнийчук Г.А. Государственные служащие. особенности регулирования труда, М:Альфа-Пресс, 2008 – 208 с. 23. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. Учебник. – М:Экзамен, 2006 24. С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики. - Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2004 – 211 с. 25. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. Курс лекций. М:Омега-Л, 2006 26. Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. 27. Мельников В.П., Нечипоренко B.C. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003. 28. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Мысль, 2007 – 318 с. 29. Нравственные основы государственной службы России: учеб. пособие / под общ. ред. В.М. Соколова. М„ 2003. 30. Основы государственной службы и кадровой политики: учебное пособие для студентов ВУЗов/ В.В.Черепанов, Ю В.П. Иванов - М:ЮНИТИ—ДАНА, 2008 31. Овсянко ДМ. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М, 2005. 32. Подготовка кадров государственной службы. Под общ. Ред. д.ф.н. Е.А. Яблоковой – М:РАГС, 2004 33. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность./ отв. Ред. Барабашев А.Г. и Кабышев С.В. М : Формула права, 2006 – 147 с. 34. Степанова С.И. Политика в области оплаты труда по результатам.// Владивосток, ДГУ, 2005 – 274 с. 35. Щербаков Ю. Государственная и муниципальная служба. Р-н-Д:Феникс, 2010 Периодические издания 36. Барышев В.Н. История государственной службы. //Гражданин и право, 2008, №1 – с.51 37. Глазкова М.И. Оплата труда государственных служащих за рубежом. Что можно использовать.// Человек и труд, № 3, 2006, с.43-45 38. Регулирование оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации //аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 12 , 2007 - с.78-82 Электронные источники 39. Клименко А. Оплата труда российских федеральных государственных гражданских служащих. http://www.thec.ru/dismat/Klimenko /Klimenko_r.rtf. (16.01.2008). 40. Политика в области оплаты труда по результатам для служащих правительства: основные направления в странах, состоящих в ОЭСР. http://www.thec.ru/ 16.02.2008).