Введение
В последние годы во всем мире отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, нарушениями в развитии как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов (Т. А. Аристова, В. М. Астапов, В. Ф. Базарный, Н. П. Вайзман, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, А. В. Грибанов, Н. К. Корсакова, В. В. Ковалев, Ю. В. Микадзе, Н. А. Масюкова, В. Б. Никишина, Е. И. Романенко, Е. С. Слепович, А. В. Семенович, Г. А. Шуляк, А. В. Ястребова и др.). По данным Минздрава Российской Федерации, лишь14% детей практически здоровы, в то время как более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Обучение в школе усугубляет ситуацию по данным специалистов, последствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем); создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью; приводят к психофизической перегрузке (В. М. Астапов, В. Ф. Базарный, А. В. Грибанов, Н. В. Дубровинская, В. Т. Кудрявцев, А. Л. Сиротюк, Э. Г. Симерницкая); при этом искажается и процесс личностного развития учащихся (А. В. Грибанов, Е. Л. Матова, Ю. С. Шевченко).
По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения в период итенсивного формирования организма.
Состояние здоровья, уровень развития психофизиологических возможностей мозга младших школьников входит в противоречие с возрастающим уровнем требований и объемом программ современной школы. Многие дети находятся в состоянии школьной дезадаптации с первых лет обучения и остаются таковыми надолго (А. В. Грибанов, А. Г. Данилин, Н. П. Слободяник, Л. Д. Столяренко). Это проявляется в снижении способности к обучению, учебной мотивации, в эмоциональных и поведенческих девиациях, ухудшении здоровья [3].
Неизбежное усложнение содержания образования в настоящее время является серьезным фактором риска для здоровья школьников [2].
Традиционные мероприятия, направленные преимущественно на устранение последствий чрезмерной учебной нагрузки или нерационального режима учебной деятельности, особенно при использовании инновационных методик обучения, не позволяют добиться заметных результатов, о чем свидетельствует статистика заболеваемости учащихся. Это требует введения соответствующих профилактических и коррекционных мер с момента поступления ребенка в школу. При решении этих задач необходимо учитывать возможности физического воспитания [2, 6, 16].
Таким образом, сложились противоречия между требованиями начальной школы к высокой обучаемости учащихся и недостаточной психофизиологической зрелостью и уровнем развития многих детей, поступающих в школу; между функциональными возможностями нервной системы учащихся начальных классов и режимом обучения, объемом программ в школах.
Наличием отмеченных противоречий, необходимостью их разрешения мотивируется актуальность исследования, проблема которого формулируется следующим образом: какова взаимосвязь физической подготовленности и успеваемости учащихся младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования физической подготовленности и успеваемости младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь физической подготовленности и успеваемости младших школьников.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование взаимосвязи физической подготовленности и успеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: успеваемость младших школьников имеет прямую зависимость от их физической подготовленности.
В соответствии с предметом, гипотезой, целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить теоретические и научные источники по вопросу физической подготовленности и ее связи с успеваемостью в младшем школьном возрасте.
2. Выявить уровень физической подготовленности младших школьников.
3. Экспериментально проверить взаимосвязь физической подготовленности и успеваемости в младшем школьном возрасте.
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием методов исследования: теоретического анализа психолого-педагогической литературы, школьных программ, педагогического наблюдения, изучение нормативной и учебно-методической документации, тестирования, математико-статистического анализа результатов исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (26 наименований). В данной работе содержатся 3 таблицы и 1 рисунок.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ современных походов к изучению физической подготовленности и успеваемости младших школьников 6
1.1 Теоретическое обоснование физического воспитания детей младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 9
1.3 Физические и психические особенности младшего школьного возраста 13
1.4 Физическая подготовленность и работоспособность 15
Глава 2 Практические исследования 22
2.1 База исследования 22
2.2 Проведение исследования взаимосвязи физической подготовленности и успеваемости младших школьников 22
2.3 Практические рекомендации по повышению уровня физической подготовленности младших школьников 30
Заключение 33
Литература 35
Литература
1. Баранцев С.А. развитие выносливости у учащихся младших классов //Физическая культура в школе. 1982. № 10. С. 22-25.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: МПСИ, 2004. 240с.
3. Бугова Г.В. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальной продуктивности младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед.наук. Калининград, 2006. 16 с.
4. Вильчковский Э., Вильчковская А. Физическая подготовленность дошкольников к обучению в школе. Польша, 2005. - 112 с.
5. Гориневский В. Ремонт и закаливание организма - М.: МГСПС,1925.
6. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности //Педагогика. 2003. № 8. С. 9-13.
7. Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 2003. 396 с.
8. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989.- 127 с.
9. Каинов А.Н. Доминирующие факторы, влияющие на физическую подготовленность школьников. - М.: ИД Первое сентября, 2008. 356 с.
10. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Оценка адаптации к учебной деятельности младших школьников, занимающихся по экспериментальному варианту физического воспитания//Успехи современного естествознания. 2005 №10. С.15-17.
11. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2005. 402 с.
12. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка. М.: Медицина, 2003. 196 с.
13. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 174 с., илл.
14. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших учебных заведений /Под ред. проф. В.Р. Кучмы. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 608с.
15. Мякишева Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. мед. наук; СГМА. Смоленск, 2000. 22с.
16. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ: Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 //Вестник образования России. - 2002. №18. С. 38-44.
17. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младших школьников. М.: МГППУ, 2006. 210 с.
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям //Избр.пед. соч.- М.,1979: т.1.- с.25-266
19. Фомичева Н.В., Короткова Е.А. Особенность физического развития и физической подготовленности младших школьников в условиях Крайнего Севера// Проблемы и пути развития физической культуры и спорта среди студенческой молодежи: Материалы всероссийской научнопрактической конференции. - Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2003. - С.66-70.
20. Фомичева Н.В. Через развивающее обучение к культуре здоровья школьников// Формирование здорового образа жизни: Материалы всероссийской научнопрактической конференции. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2004. С.301-305.
21. Фомичева Н.В. Результаты мониторинга физического здоровья младших школьников г. Ноябрьска Тюменской области// Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни: Материалы всероссийской научнопрактической конференции. - Набережные Челны: Изд-во КамГИФК, 2004. - С. 166-167.
22. Чащевая А.Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры. Автореферат на соискание диссертации ученой степени кандидата пед.наук. Тюмень, 2003. 26 с.
23. Шишкина В.А. Движение + движение. М., 1992. 88 с.
24. Юдина Г.Н. Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Пермь, 2005. 16 с.
25. Ягубова Н.Д. О привитии школьникам потребности в физическом совершенствовании//Интернет-конференция «Здоровье школы здоровье нации» - hppt://saripkro.ru/konf_psi.
26. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников //Рос. пед. журнал. 1998. № 1. С. 9-11.