Введение Актуальность. Связь между структурой ценностных ориентаций индивида его и профессиональными предпочтениями с одной стороны достаточно очевидна, а с другой, недостаточно хорошо изучена в плане своих конкретных проявлений и особенностей. Ценностные ориентации являются стержневыми образованиям, задающими рамки выбора и определяющими особенности отношения индивида ко многим значимым ситуациям. В частности различия в структуре ценностных ориентаций разных людей не могут не сказываться на такой важной сфере жизнедеятельности личности как профессиональная деятельность. Различия в структуре ценностных ориентаций закладываются еще на стадии получения высшего образования, однако особенности данного процесса мало изучены в современной научной литературе. Наша работа посвящена данной проблематике на примере студентов психологического факультета. Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования. Целью нашей работы является изучение особенностей формирования ценностно-смысловой сферы студентов психологического факультета. Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности Предметом — особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности в процессе получения профессионального образования. В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования: 1. провести теоретический анализ основных понятий исследования: 1.1. показать основные подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности; 1.2. раскрыть особенности формирования ценностных ориентаций современной молодежи в процессе получения профессионального образования. 2. провести эмпирическое исследование, направленное не изучение особенностей формирования ценностно-смысловой сферы студентов психологического факультета. Гипотеза исследования: процесс получения высшего профессионального образования является фактором, оказывающим значимое влияние на формирование ценностно-смысловой сферы будущих специалистов; в частности, процесс получения высшего психологического образования способствует формированию гуманистической направленности личности, преобладанию духовных и альтруистичных ценностей. В процессе исследования были использованы следующие методики: методика «Ценностные ориентации М. Рокича» тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой Выборка исследования. В проведенном исследовании приняли участие 28 испытуемых — студенты 1-го и 5-го курсов психологического факультета.
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования ценностно-смысловой сферы личности 5 1.1. Общие положения по проблеме ценностно-смысловой сферы личности 5 1.2. Формирование ценностно-смысловой сферы личности в учебной и профессиональной деятельности 17 Выводы по Главе 1 22 Глава 2. Методы и методики эмпирического исследования 23 2.1. Описание проведения исследования 23 2.2. Сравнительный анализ и интерпретация особенностей ценностно-смысловой сферы студентов начального и выпускного курсов психологического факультета 30 Заключение 38 Список использованной литературы 42 Приложения 44
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — М.: ЮРАЙТ-КНИГА, 2008. 2. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. — 2002. — № 1. — с. 96–105. 4. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии, 1999, № 5, с. 28–36. 5. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М.: ЮРАЙТ-КНИГА, 2006. 6. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ. // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. — СПб., 1995. 7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. 8. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации / Л.В. Крапивская. — М. : МГУ, 2002. 9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: МИЦО 2002. 10. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000. 11. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С. 96-100 (статья). 12. Парусникова Ю. Молодежь России: По материалам социол. исслед. // Диалог. — 2000. — № 7. — с. 12–15. 13. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. — М. 1989. 14. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психомет¬рика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. — М., 1994. 15. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М. 1996. 16. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПб.: Прайм «ЕВРОЗНАК», 2004. 17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000. 18. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е.В. — М., 2002. 19. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социол. исслед. — 2002. — №5. — с. 107–111. 20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.— СПб.: Речь, 2000. 21. Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998. 22. Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. 23. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. 24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, т. 1. — М. : Педагогика, 1986. 25. Ценности гражданского общества и личность. Книга для учителя / Сост. А.И. Михайлова. Отв. ред. Р.Г. Апресян. — М.: Гардарики, 2001. 26. Ценностные ориентации современной молодежи: обзор, — М.: 2007. 27. Чавгавадзе Н.З. Человек — Культура — Ценности // Вопро¬сы философии, 1994, № 6, с. 59. 28. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. — 2002. — № 2. — с. 5–13. 29. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. — М., 2005. 30. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1989.