Введение «Трансформация системы ценностей и потребностей общества» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема курсовой работы актуальна потому, что, начиная с 90-х годов ХХ века, в России происходят общественные трансформации, представляющие собой многофакторный феномен социального процесса, в ходе которого протекают качественные превращения и изменения всех структур и институтов системы. Более чем за полтора десятилетия рыночных преобразований российское общество существенно поляризовалось в социальном аспекте: на лицо разобщенность между его членами, отсутствие единых, базовых ценностных установок, изменилось также содержание ценностей. Развитие современного общества сопровождается сдвигами в общественном сознании, ломкой привычных представлений, стереотипов, систем ценностей и одновременно обостряется потребность в выборе правильных жизненных ориентиров, меняется система взаимоотношений между личностью и государством, появляются новые формы регулирования ценностных и правовых отношений в обществе. Современному обществу и человеку для обеспечения будущего необходима система ценностей, служащая источником мотивации его поведения. Ценности в обществе формируются как составная часть его социокультурной сферы. Ценность как категория существует в рамках исторического времени, где и обнаруживается ее относительность в виде постоянной, непрекращающейся переоценки ценностей, их трансформации, синтеза, а подчас и простого уничтожения или замены одних другими. Данная тенденция характерна для современного российского общества, где наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, когда границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми. Это повлекло за собой ломку привычных идеалов, представлений и систем ценностей, составляющих часть сознания и внутреннего мира людей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь адекватных новых ценностей. Поэтому появились многие социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, возникшие на почве перелома ценностной основы. Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Барулин B. C., Белоусов Д. С., Васильцов С., Козлова О.Н., Кивинен М., Овчарова Л., Попова Д., Рассадина Т.А. и др. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования – современная экономическая политическая и социально-культурная сфера развития современного общества. Предмет исследования – процесс трансформации системы ценностей и потребностей общества. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть трансформацию системы ценностей и потребностей общества. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать основные характеристики общественной жизни – психологической, социальной, правовой, духовной (психологической); 2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о трансформация потребностей и ценностей современного общества; 3.Рассмотреть трансформации социально-политической и экономической жизни России; 4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме. 5.Предложить собственное виденье о трансформации социально-политической и экономической жизни России. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. Структура курсовой работы выражается в ее содержании. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание. Глава 1. Системы ценностей и потребностей общества 1.1. Основные характеристики общественной жизни – психологической, социальной, правовой, духовной (психологической) Сложившаяся кризисная социально-экологическая ситуация и необходимость ее преодоления стимулировали развитие двух взаимодействующих процессов: социализацию экологических правоотношений и экологизацию обществознания . Сформировался целый ряд научных дисциплин, исследующих различные аспекты, связанные с этими процессами и проблемами. В 80-е годы XX столетия публиковалось до 15 – 18 тысяч работ по различным аспектам экологии, не считая газетных и журнальных статей . Сегодня в этом растущем потоке публикаций значительное место занимают работы, посвященные поиску путей выхода человечества из ситуации социально-экологического кризиса, предотвращения экологической катастрофы. Несомненный приоритет экологически ориентированная правовая рефлексия отдает концепции устойчивого развития общества. В ней обозначена новая парадигма развития мировой цивилизации, которая должна обеспечить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения людей с сохранением таких возможностей для будущих поколений. В рамках данного системно-конструктивного подхода к решению эколого-правовых проблем значительную актуальность обретает выявление и осмысление характера функционирования механизмов и форм человеческой деятельности, связанных с реализацией идей и принципов устойчивого развития, концепции коэволюции общества и природы, эколого-правового режима окружающей среды, достижением ноосферного состояния.
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Системы ценностей и потребностей общества 5
1.1. Основные характеристики общественной жизни психологической, социальной, правовой, духовной (психологической) 5
1.2. Трансформация потребностей 9
1.3. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей 14
Глава 2. Общественная жизнь современной России 18
2.1. Динамика российского общества и глобализация 18
2.2. Трансформации социально-политической и экономической жизни России 24
Заключение 29
Список литературы 33
Введение
«Трансформация системы ценностей и потребностей общества» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что, начиная с 90-х годов ХХ века, в России происходят общественные трансформации, представляющие собой многофакторный феномен социального процесса, в ходе которого протекают качественные превращения и изменения всех структур и институтов системы. Более чем за полтора десятилетия рыночных преобразований российское общество существенно поляризовалось в социальном аспекте: на лицо разобщенность между его членами, отсутствие единых, базовых ценностных установок, изменилось также содержание ценностей.
Развитие современного общества сопровождается сдвигами в общественном сознании, ломкой привычных представлений, стереотипов, систем ценностей и одновременно обостряется потребность в выборе правильных жизненных ориентиров, меняется система взаимоотношений между личностью и государством, появляются новые формы регулирования ценностных и правовых отношений в обществе.
Современному обществу и человеку для обеспечения будущего необходима система ценностей, служащая источником мотивации его поведения. Ценности в обществе формируются как составная часть его социокультурной сферы.
Ценность как категория существует в рамках исторического времени, где и обнаруживается ее относительность в виде постоянной, непрекращающейся переоценки ценностей, их трансформации, синтеза, а подчас и простого уничтожения или замены одних другими. Данная тенденция харакерна для современного российского общества, где наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, когда границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми. Это повлекло за собой ломку привычных идеалов, представлений и систем ценностей, составляющих часть сознания и внутреннего мира людей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь адекватных новых ценностей. Поэтому появились многие социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, возникшие на почве перелома ценностной основы.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Барулин B. C., Белоусов Д. С., Васильцов С., Козлова О.Н., Кивинен М., Овчарова Л., Попова Д., Рассадина Т.А. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования современная экономическая политическая и социально-культурная сфера развития современного общества.
Предмет исследования процесс трансформации системы ценностей и потребностей общества.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть трансформацию системы ценностей и потребностей общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные характеристики общественной жизни психологической, социальной, правовой, духовной (психологической);
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о трансформация потребностей и ценностей современного общества;
3.Рассмотреть трансформации социально-политической и экономической жизни России;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье о трансформации социально-политической и экономической жизни России.
Теоретиеская значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Системы ценностей и потребностей общества
1.1. Основные характеристики общественной жизни психологической, социальной, правовой, духовной (психологической)
Сложившаяся кризисная социально-экологическая ситуация и необходимость ее преодоления стимулировали развитие двух взаимодействующих процессов: социализацию экологических правоотношений и экологизацию обществознания . Сформировался целый ряд научных дисциплин, исследующих различные аспекты, связанные с этими процессами и проблемами. В 80-е годы XX столетия публиковалось до 15 18 тысяч работ по различным аспектам экологии, не считая газетных и журнальных статей . Сегодня в этом растущем потоке публикаций значительное место занимают работы, посвященные поиску путей выхода человечества из ситуации социально-экологического кризиса, предотвращения экологической катастрофы.
Несомненный приоритет экологически ориентированная правовая рефлексия отдает концепции устойчивого развития общества. В ней обозначена новая парадигма развития мировой цивилизации, которая должна обеспечить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения людей с сохранением таких возможностей для будущих поколений.
В рамках данного системно-конструктивного подхода к решению эколого-правовых проблем значительную актуальность обретает выявление и осмысление характера функционирования механизмов и форм человеческой деятельности, связанных с реализацией идей и принципов устойчивого развития, концепции коэволюции общества и природы, эколого-правового режима окружающей среды, достижением ноосферного состояния. Возникновение экологической сферы выражает глобальную тенденцию развития общества и его структурных элементов в сопряжении с природными процессами, продвижения к ноосферному состоянию, о котором писали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский .
Как системное образование общественной жизни экологическая сфера выступает фактором разрешения эколого-правовых противоречий, а также качественным показателем состояния общественного организма . Отсутствие осознанного и целенаправленного использования человечеством механизмов эколого-правовой сферы в реализации экологической политики, проводившейся с начала 70-х годов, обусловило, по нашему мнению, низкую результативность последней. В ходе принимаемых мер решались частные проблемы, использовались отдельные социальные институты и механизмы, тогда как сферный подход требует такие свойства, как комплексность и системность .
Основы сферного подхода к анализу явлений общественной жизни были заложены еще в работах основоположников марксизма. В настоящее время современные исследователи исходят из научного положения о том, что зависимость всей общественной жизни возникает не только от материального производства, но и от эколого-правовой роли каждой из ее подсистем.
Данный подход был воспринят в научных кругах и получил реализацию в учении о сферах общественной жизни как взаимосвязанных подсистемах. Не каждую совокупность социальных явлений, связанных между собой, называют сферой общества, или сферой общественной жизни.
В рамках нашего исследования в качестве основных сфер общественной жизни мы выделим следующие пять: материально-производственную (экономическую), социальную, правовую, духовную (психологическую) и экологическую.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 2003. С. 334-335.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования. 2003. № 5.
3. Барулин B. C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ. 2002. 230 с.
4. Белоусов Д. С. Человек и его потребности: учеб. пособие. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. 128 с.
5. Васильцов С. Российский менталитет в поисках геополитической идентичности // Обозреватель. №7, 2005.
6. Гаврилюк В.В. Социальная стратификация Российского общества (Под ред. Голенковой З.Т.). М., 2003. 365 с.
7. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2006. 159 с.
8. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Лапин Н.И., Беляева Л.А. М.: Эдиториал УРСС, 2006. 217 с.
9. Думнова Э.М Урбанизация как фактор трансформации Современного общества / Э.М. Думнова // Социальные процессы в современной России. Г-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. С.91 -93.
10. Думнова Э.М. О динамике ценностных ориентаций российских женщин/ Э.М. Думнова // Социальные процессы в современной России. Г-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. С.63-66.
11. Думнова Э.М. Смена идеологических доктрин как фактор современной эволюции семейно-брачных отношений в России// Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Актуальные проблемы филологии и педагогики». 2006. № 71. Май. С.27-34
12. Кара-Мурза А.А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М., 2003.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
14. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. 2000. № 7.
15. Кивинен М. Перспективы развития среднего класса в России // Социологический журнал. 2004. № 2.
16. Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества [Человек как участник повседневных социальных взаимодействий в сфере духовной жизни]. Социализация индивидуальности // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 5.
17. Крыштановская О.В. Режим Путина: либеральная милитократия? // Pro et Contra. 2002. Т. 7. № 4.
18. Куда идет Россия? Вып. II. / общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект-пресс, 2005.
19. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и после: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2002. № 8.
20. Лэйн Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? // Мир России. 2000. № 1.
21. Марку Кивинен. Прогресс и хаос. Социологическй анализ прошлого и будущего России. Перевод с англ. Санкт-Петербург, 2007. С. 20.
22. Миронов В. В. Коммукационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 27.
23. Надеин В. «Форбс»: русская скважина// Московские новости. 2001. 26 июня 2 июля.
24. Новик И. Б., Кузмин К. Д. Экологическая проблема в свете отношения объекта и субъекта // Человек и природа. М.: Наука, 2000. С. 116 141.
25. Обзор экономики России: Основные тенденции развития / РЦЭР при правительстве Российской федерации; Российско-Европейский центр экономической политики. 2006. М., 2006. Вып. I.
26. Овчарова Л., Попова Д. Приоритеты политики содействия сокращению бедности в России / РЦЭР при Правительстве Российской Федерации; Российско-Европейский Центр экономической политики. 2006. Вып. I.
27. Ослунд А. Новых русских обогатили три основных источника // Финансовые известия. 2006. 20 июня.
28. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции // Социологические исследования. 2004. № 7.
29. Руткевич М.М. Основное социальное противоречие современного российского общества. Социол. исслед., 2006. № 4. С. 60.
30. Симонян Р. Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 21.
31. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Левады Ю.А. М., 2003. 96 с.
32. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб: Изд-во РХГИ, 2006.
33. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2006.
34. Степин В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 26.
35. Ховалыг Д.В. Роль СМИ в трансформации ценностных ориентаций российского общества //Журналистика и общество. Вып. 9. М.: Изд-во РУДН, 2006.
36. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 2005. № 12.
37. Явлинский Г. Демодернизация: униженные люди не создадут экономику XXI века // Новая газета. 2004. 11-13 ноября.