Ведение Актуальность. Важнейшими стимулами к развитию психологии индивидуальных различий на современном этапе явились многочисленные запросы практики. Практические приложения психологии в сферах воспитания и обучения, производства, организации и регуляции человеческих взаимоотношений невозможны без тщательного изучения и учета индивидуальных психологических особенностей отдельных людей. В настоящее время дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии с нечеткими границами, непосредственно соприкасающуюся с психофизиологией, общей и социальной психологией, психодиагностикой и психоконсультированием, вопросами психотерапии, психологией семьи, социологией, философией. Благодаря широкому диапазону исследуемых особенностей: от свойств нервной системы как физиологической основы индивидуальности до профессиональных интересов и социальных установок, сегодня психология индивидуальных различий занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Знание психологических особенностей индивидуальных различий позволяет систематизировать их, а также количественно оценивать индивидуальные различия в разных сферах. На современном этапе изучению индивидуальных отличий на уровне мировой психологии предоставляется большое значение. В рамках дифференциальной психологии затрагивается в той или иной мере центральная проблема – соотношения наследственных и средовых факторов или биологических и социальных детерминант человеческой индивидуальности. Эта проблема рассматривается и при анализе отдельных человеческих способностей, и при обращении к таким целостным характеристикам индивида, как его темперамент, характер, личность.
Ведение 3 1. Психология индивидуальных различий 4 2. Понятие «способность» в трудах классиков отечественной науки 6 3. Сущность понятия – способности 8 4. Условия перехода природных задатков в способности 15 5. Социальные способности в структуре личности 18 Заключение 22 Список использованной литературы 23
1. Барретт Д. Тесты для определения склонностей и способностей: [пер. с англ.]. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 179 с. 2. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Москва: МИОО, 2005. 175 с. 3. Боровик Г.А. О развитии познавательных способностей обучающихся в отечественной и зарубежной педагогике // Новые педагогические исследования. - М.: ИСОМ, 2005. - № 4. - C. 40-46. 4. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2005. - 511 с. 5. Дружинин В.Н. Психология способностей. Москва: Ин-т психологии РАН, 2007. 539 с. 6. Карнозов В.Л. Способности. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. 26 с. 7. Крынцылова И. Развиваем способности ребенка // Дошкольное воспитание: ежемес. науч.-метод. журн. - 2007. - № 5. - C.54-58. 8. Первушина Е.В. Как выявить и развить способности вашего ребенка. М.: Центрполиграф; Спб.: МиМ-Дельта, 2005. 349 с. 9. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде. Москва: Прометей, 2005. 199 с. 10. Способности человека, интеллект, креативность: сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ун-т; под ред. Т. А. Ратановой. - М.: РИЦ МГОПУ, 2006 -. Вып.3. - 2006. - 157 с.