Введение Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование основ экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас в мире в целом и в России в частности много экологических проблем. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни . Большое значение в этой связи имеет экологическое образование дошкольников. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности . В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей . В то же время современный ребенок имеет ограниченные возможности для общения с природой. Поэтому дошкольные учреждения должны уделять особое внимание развивающей среде, которая позволяет организовать общение ребенка с природой. Одним из элементов такой среды является уголок природы. Цель данной работы – проанализировать значение уголка природы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - провести анализ отечественной литературы по содержанию экологическому образованию дошкольников; - проанализировать методы и формы экологического воспитания старших дошкольников; - рассмотреть особенности использования уголка природы в экологическом образовании дошкольников. Объектом исследования является экологическое воспитание дошкольников старшей возрастной группы. Предметом исследования является деятельность дошкольников в уголке природы. Гипотеза исследования: создание специальных условий для ознакомления дошкольников с природой в уголке природы способствует их экологическому образованию. Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Литературными источниками данной работы являются труды Рыжовой Н.А., Николаевой С.Н. по теории и методике экологического образования детей, программа воспитания детей под редакцией Васильевой.
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 5 1.1 Психолого-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 5 1.2 Ознакомление детей с природой 9 1.3 Уголок природы как элемент развивающей среды для экологического образования 16 Глава 2 Практическая деятельность экологического содержания в уголке природы 23 2.1 Анализ содержания и формы уголка природы 23 2.2 Использование уголка природы в работе с детьми старшего дошкольного возраста 24 2.3 Анализ деятельности в уголке природы. Рекомендации по организации работы в уголке природы 27 Заключение 30 Библиография 32
1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 34-39. 2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998.- № 7. - С. 36-42. 3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. – 2001. - №3. – С.45-49. 4. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 45-49. 5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с. 6. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983. 7. Каменева Л.А. Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное образование», 2003. – 319 с. 8. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 9. Лемжакова Н.К. Роль экологического воспитания в развитии познавательного интереса у дошкольников. СПб.: Питер, 2006. – 68 с. 10. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. 11. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.– СПб.: «Детство- пресс», 2000. 12. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с. 13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2008. – 346 с. 15. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 16. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. "Дошкольное воспитание" и "Воспитание в дошкольных учреждениях" / С. А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. 17. Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. - С. 74-77. 18. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание.- 2002.- № 10.- С. 40-49. 19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 20. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26-34. 21. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 22. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.