Введение Актуальность настоящей работы связана с тем, что в современный период в российских СМИ произошли серьезные изменения, связанные с социально-экономическими и политическими трансформациями, которые определи изменения как в работе СМИ в целом, так и в деятельности редакторов научно-популярных журналов в частности. Научно-популярные журналы на современном информационном рынке попали в сложное положение – они лишились во многом государственной поддержки и не обладают многочисленной верной аудиторией, которая бы позволила признать журнал выгодным вложением денег (а именно этот фактор зачастую определяет, будет ли продолжать издаваться журнал, или будет он закрыт). Разумеется, с тех пор, как журнал стал восприниматься в качестве то-вара, стал актуальным маркетинговый подход к работе СМИ и многие со-временные исследования посвящены именно вопросам продвижения журналов. Однако не стоит забывать, что даже если относится к научно-популярным изданиям исключительно как к товару, существует необходи-мость в силу высокой конкурентности рынка продавать качественный товар и с этой позиции необходимо комплексное изучение проблем и перспектив работы редактора. Степени научной разработанности темы. Концептуальной основой настоящего исследования послужили работы историков и теоретиков журналистики, занимающихся проблемами функционирования научно-популярных журналов, таких как: В.В. Тулупов, Д.А Мурзин, В.Губарев, С. Ф.Добкин, С.Г.Антонова, В.И. Васильев, Н.З.Рябинина и др. Однако специальных исследований, посвященных работе редактора над научно-популярными журналами, до настоящего времени не проводилось. Объектом исследования стали журналы «Вокруг света» и «Аквариум», их предметно-тематическое наполнение и особенности функционирования с позиции редактора. Предметом исследования выступает процесс редактирования научно-популярных журналов. Целью работы является всестороннее исследование и выявление ос-новных закономерностей работы реактора над научно-популярными журналами на примере журналов «Вокруг света» и «Аквариум». Цель исследования определяет следующие задачи: - изучить историю становления и развития научно-популярной журналистики в России, - рассмотреть современное состояние научной журналистики, - дать общую характеристику редакторской работы, - провести теоретический анализ редактирования научно-популярных изданий, - дать общую характеристику изданий «Вокруг Света» и «Аквариум», - определить особенности работы редактора над идейно-тематическим содержанием изданий «Вокруг Света» и «Аквариум», - определить особенности работы редактора над оформлением изданий. В работе применен системно-типологический подход, позволяющий рассмотреть научно-популярные журналы как целостную систему, обладающую единством целей и функций. Кроме того, при изучении публикаций использовался метод контент-анализа при изучении оформления и содержательной стороны исследуемых журналов. Цель и задачи работы определили следующую ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы. В первой главе «Научно-популярные журналы: особенности редакторской политики» анализируются общетеоретические основы работы редактора над изучаемым видом СМИ. Во второй главе «Анализ концепции изданий «Вокруг Света» и «Аквариум» рассматривается, как на практике используются теоретические принципы и основные положения, определенные в первой главе, на примере изданий «Вокруг Света» и «Аквариум».
Введение 3 Глава 1. Научно-популярный журнал как тип издания 6 1.1 Истории становления и развития научно-популярной журналистики в России 6 1.2 Современное состояние научной журналистики 11 Глава 2. Особенности работы редактора над научно-популярными журналами 20 2.1 Общая характеристика редакторской работы 20 2.2 Теоретический анализ редактирования научно-популярных изданий 23 Глава 3. Анализ концепции изданий «Вокруг Света» и «Аквариум» 29 3.1. Общая характеристика изданий 29 3.2. Работа редактора над идейно-тематическим содержанием изданий 36 3.3 Работа редактора над оформлением изданий 42 Заключение 52 Список используемых источников и литературы 55
1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books. – P. 189. 2. Акопов А.И. Методики типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) /А.И. Акопов. – Иркутск, 1985 3. Акопов А.И. Методики типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) /А.И. Акопов. – Иркутск, 1985.– С.76. 4. Акопов А.И. Специальные журналы. Методология. История. Типология/А.И. Акопов//. Диссертация на соиск. ученой степени доктора филологических наук. – Киев,1991 5. Амелина А.Н. Современная научная журналистика. – М.:ПРИОР, 2009 6. Амиров С.А. Основы фотоиллюстрирования. – М.: Олма-пресс, 2011 7. Белинский В.Г. Собр.соч.: В 3-х т. - Т.2. - М.,1948 8. Волчек, Г.Ф. Фотоиллюстрации в советской периодике.- М.: Издательство Московского ун-та, 1962 9. Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М., 10. Ворон Н.И. Портрет на фоне новостей: Характер образности в фотожур-налистике // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1994. – № 6 11. Губарев В. Хвост великого дракона. Интервью с М. Солонинным // Литературная газета. – 2003 г. – № 16 12. Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору 2-е из-дание, переработанное и дополненное. - М.: Книга, 1985 13. Кажикин А.А. Из истории становления типологического подхода в изучении отечественных периодических изданий./А.А. Кажикин //Акценты. – 2003. – № 7-8 (42-43) 14. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001 15. Клещенко Е.В. Научно-популярная статья: компромисс между точностью и ясностью // Российская наука и СМИ. Сб. ст. междунар. Интернет-конференции 5 ноября – 23 декабря 2003 г. на портале www.adenauer.ru / Под общ. ред. Ю.Ю. Черного, К.Н. Костюка. – М., 2004 16. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления // Доступно на: URL: Электронный доступ: http://www.mediascope.ru/node/290 17. Копылов Г.Г. Популяризация науки: какой ей быть? // Российская наука и СМИ. Сб. ст. междунар. Интернет-конференции 5 ноября – 23 декабря 2003 г. на портале www.adenauer.ru / Под общ. ред. Ю.Ю. Черного, К.Н. Костюка. – М., 2004 18. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917 - 2000): учеб. комплект (учеб. пособие; хрестоматия)/ И.В. Кузнецов. –М.: Флинта: Наука, 2006 19. Лазаревич Э.А. Популяризация науки в России./Э.А. Лазаревич. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981 20. Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект-Пресс, 2007 21. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703 -1900 (Материалы для истории русской журналистики). Ре-принт. – М.: Литературное обозрение, 1995. В 2-х томах. Т.1 22. Логинов А.В. История фотографии. – М.: ПРИОР, 2003 23. Марченко С. Повесть о настоящей цифре // Publish. 2003. № 6 24. Миронова А.Н.. Книжная серия: проблемы и перспективы. – М.: Олма-пресс, 2008 25. Михайлов Н. Где взять силы знанию? // Журналист. – 2006. – № 12 26. Мишин А.С. Эстетическая культура фотографа. – М.:Манускрипт, 2008 27. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы/ Д.А. Мурзин. – М.: Издательский дом «Хроникер», 2005 28. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики : февраль 1917 - начало XXI в. : учеб. пособие / Р.П. Овсепян ; под ред. проф. Я.Н. Засурского. - 3-е изд., доп. – М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005 29. Печать Российской Федерации в 1998 году. Статистический сборник. – М., 1999 30. Редакторская подготовка изданий: учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г. - М.: Издательство МГУП, 2006 31. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России/ Л.Л. Реснянская. – М.: Икар, 1999 32. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова и др. – М., 2002 33. Табашников И. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994 34. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. посо-бие. – М., 2000 35. Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама /В.В. Тулупов. – Воронеж, Кварта, 2001 36. Тулупов В.В. Журналистика, связи с общественностью /PR/ПР и реклама в системе массовых коммуникаций/ В.В. Тулупов//Теория и практика современной российской журналистики. Сборник статей. – Воронеж, 2007 37. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж,1996 38. Тулупов В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий/В.В.Тулупов// Акценты – 2007. – №3-4 39. Штепа В.И. Научная журналистика в сегодняшнем мире (на примере предприятий химической промышленности и нефтегазового ком-плекса) // Акценты. – Воронеж, 2007. Выпуск 3-4 (66-67)