Введение Имя выдающегося французского психолога и педагога, философа и общественного деятеля Анри Валлона (1879-1962) непосредственно связано со становлением научной психологии не только во Франции, но и с целой эпохой развития ее методологических и теоретических основ в условиях кризиса и борьбы между материалистическим и идеалистическим способами мышления на Западе. Он один из первых построил научную теорию онтогенетического развития психики человека в норме и патологии, опираясь на собственные клинические и экспериментальные исследования и осмысливая их результаты на основе диалектико-материалистической философии. Такое научное построение о генезисе и формировании одного из сложнейших явлений в природе, а именно о тончайших психологических процессах и проявлениях на различных стадиях деятельности человека в творческих поисках Анри Валлона было детерминировано общим развитием его научного сознания и, в частности, глубокого познания им органических, закономерных связей между психологическим фактом и психологической теорией . С 1937 года Валлон развернул свою научную и преподавательскую деятельность на специально созданной для него кафедре психологии и воспитания ребенка в Коллеж де Франс. За монографией "Трудный ребенок" последовали такие труды Валлона, как "Истоки характера ребенка" (1934), "Психическое развитие ребенка" (1941), "От действия к мысли" (1942), "Истоки детского мышления" (1945) и многочисленные статьи в различных психологических журналах. В книге ученого "Психическое развитие ребенка" представлена его целостная концепция детского развития, принципиальные позиции по отношению к сущности природного начала человека, выявлена ведущая роль изначальной невербальной (неречевой) эмоциональной коммуникации ребенка со взрослым, представлена своеобразная концепция стадиального развития в период раннего детства, включающая вопросы об этапах развития эмоциональной жизни, о становлении у ребенка самоконтроля над собственными психическими функциями. Свою концепцию Валлон строит на положении о том, что природа человека изначально социальна. Еще не родившееся человеческое дитя несет в себе социальное начало. Иногда говорят о биологическом человеке, но человек, поясняет Валлон, обладает особой биологией, которая вобрала в себя всю сложную историю становления общества. Человеческая природа, по словам Валлона, подразумевает общество точно так же, как легкие подразумевают и требуют существования атмосферы. Валлон выдвигает и обосновывает основополагающее положение своей теории психического развития ребенка. Парадоксальным образом представление о ее результате не упоминалось. Валлон же доказывает, что результат в форме ожидания, предвосхищения, предвкушения эффекта действия образует важное, аффективно насыщенное звено в регуляции деятельности. Цель исследования - рассмотреть психологическое развитие ребенка в концепции А.Валлона Задачи работы: 1. Рассмотреть движущие силы и механизмы психического развития по А.Валлону; 2.Расмотерть содержание разных этапов онтогенеза в концепции Валлона; 3.Возможности практического применения теории психического развития А.Валлона.
Введение 3 1.Движущие силы и механизмы психического развития по А.Валлону 5 2.Содержание разных этапов онтогенеза в концепции Валлона. 11 3.Возможности практического применения теории психического развития А.Валлона. 23 Заключение 30 Список использованной литературы 32
1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Избранные психологические труды. – М., 1980 2. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В.Б. Устьянцева. – М.: Логос, 2005. – 200 с. 3. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) - Вопр. психологии,1990, №6, с.121-133. 4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1997. -190 с. 5. Диянова З.В. Самосознание личности / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. - 56 с. 6. Дуранов М. Е., Третьякова Т. Н., Дуранов И. М. Теоретические и методические предпосылки формирования направленности личности: Монография. – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2000.-84 с. 7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология учеб. для вузов И. А. Зимняя. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999. 384 с. 8. Максакова, В. И. Педагогическая антропология учеб. пособие для студ. высш. педагог, учеб. заведений В. И. Максакова. М. Издат. центр "Академия", 2001.- 208 с. 9. Общая психология под ред. А. В. Петровского. М. Просвещение, 1996.-479 с. 10. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания / Н.Л. Белопольская. – Издание 3-е, исправленное. – Москва : Когито-Центр, 2002. -24 с.