Введение Современное общество часто называют обществом потребления. В условиях рынка экономический рост во многом обеспечи¬вается именно за счет потребительских рас¬ходов, что особенно характерно для развитых стран. Компании-производители в стремле¬нии преуспеть в конкурентной борьбе пред¬лагают потребителям самые разнообразные товары и услуги, не только выявляя сущест¬вующие потребности, но и целенаправленно формируя новые и новые. Каждый из нас, независимо от пола, воз¬раста, профессии, жизненных пристрастий ежедневно выступает в роли потребителя. Мы просто не можем обойтись без приоб¬ретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия - характер потребляе¬мых благ сильно зависит от размера наших доходов, а само потребление стало неотъем¬лемой частью существования, формирую¬щего образ жизни каждого человека. Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления това¬ров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребите¬лей традиционно понимается как выясне-ние того, «почему люди покупают» - в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки. В понятие поведения потребителей вклю¬чено несколько видов действий - приобрете¬ние, потребление и освобождение. Приобретение относится к действиям, ведущим к покупке и включающим покупку или заказ продукта. Эти действия включают в себя поиск информации относительно осо-бенностей продукта и выбора, оценку альтер¬нативных товаров или марок и собственно покупку. Аналитики поведения потребителя изучают данные типы поведения, включая то, как потребители совершают покупки - посе¬щают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интерне¬том? В данной работе рассмотрена структура, функции, социальные характеристики потребления, «Со¬циальный» портрет современного потребителя, модели его поведения, процесс принятия решения о потреблении услуг, этапы и факторы потребительского поведения.
Введение 3 Поведение людей в магазинах: социологический анализ 5 Литература 11
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республи¬ка; Культурная революция, 2006. 2. Бызов Л. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // Социс. 2000. № 3. 3. Давыдова Н, Седова Н. Материально-имущественные характеристики и ка¬чество жизни богатых и бедных // Социс. 2004. № 3. 4. Ильин В.И. Курс лекций «Поведение потребителей». Дата изъятия -04.12.2006. http://consumers.narod.ru/ 5. Козырев А. Мотивация потребителей. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003. 6. Розенберг И., Колтунова О. Гиганты пятилетки // Компания. 2006. № 45. 7. Рывкина Р. Социология российских реформ. Социальные последствия эко-номических перемен. М., 2004. 8. Соломон М. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рын¬ке. СПб.: ООО «ДиаСофтЮп», 2003. 9. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т. Малевой. М., 2003. 10. Статт Д. Психология потребителя. СПб.: Питер, 2003.