Введение
Знание эпохи, в которую жили классики отечественной словесности, их биографии и мировоззрения помогают понять их творчество, отношение к России. Почувствовать и по досто¬инству оценить литературное произведение, ¬значит, соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью.
Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литера¬туры становятся достоянием только такого че¬ловека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте.
Основоположник русской критики В.Г.Белинский видел, например, величие Пушкина в том, что в его художественном творчестве» отразилась вся Русь, со всеми её...стихами, все разнообразие, вся многосторонность её национального духа. Да и сам Пушкин считал одной из основных черт художника его способность откликаться на все явления жизни. То же самое можно ска¬зать и о Достоевском, Тютчеве и многих писателей этой эпохи, об их замечательных произведениях, любви к России.
Россия была не только самой сильной, может быть, единственно сильной любовью литераторов, Россия была тем цементирующим раствором, на котором они "замесили" свою эстетику. Вне России не было ничего: ни стихов, ни жиз¬ни, ни любви, ни славы. В ней все, без нее - ничего. Женщины, дети, дом, друзья - все это можно было "отдать другому". Всеми обычными человеческими привязанностями поступиться, от всего отказаться. Только не от нее - тог¬да начнется хаос.
За эту великую любовь к родине его нередко обвиняли и в национализме, и в узости, в глухоте ко всему, что не свое, русское, - обвиняли несправед¬ливо. Между тем, уверенность, что они хорошо писали лишь о своем - о "российском" не является аксиомой.
И в то же время эти поэмы - произведения остро злободневные, отражаю¬щие отношение к революционным событиям, будущем России - отливы и приливы их оча¬рований и разочарований, с незапрограммированной точностью дневника.
Во всем творчестве А. Блока и А. Белого чувствуется какой-то определенный конфликт, который является от¬ражением конфликта личного - той внутренней борьбы, которая происходит в душе, жаждущих принять и "обожить" новорожденный мир и не умеющих совместить идеальные представления о революционном его преображе¬нии с реальной действительностью.
1.Тема Родины в творчестве А. Блока
Тема Родины проходит через все творчество Блока. В письме к К.С.Станиславскому писал: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей созна¬тельной жизни».
Уже в первом стихотворении о России «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родст¬во с ней: «Приюти ты в далях необъятных». Очевидна связь с лермонтовским стихотворением «Ро¬дина». Блоку бесконечно дороги просторы отчизны, грустная доля народа-землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу, Твой про¬стор навеки полюблю...» Образ Родины переплетается с образом женщины, что освобождает стихотворение от патетики и сообща¬ет ему интимную интонацию.
В стихотворении «Русь» Родина предстает сказочным за¬колдованным царством. Два основных мотива составляют образ Ро¬дины: пространственный и волшебно-фантастический.
Некоторая декоративность ключевых образов стихотворения впол¬не соответствует романтическому ощущению Родины лирическим героем. РусьРоссияРодина - великая тайна, загадка. Кольце¬вая композиция усиливает ощущение таинственности, скрытой сокровенности.
Необъятность ее просторов, «вихрь, свистящий в голых прутьях» укачали «живую душу». Но несмотря на все таинст¬венные превращения, ни душа народа, ни душа лирического героя не запятнали «первоначальной чистоты». Стихотворение «Русь» -лирическое, главное в нем не образ Руси, а переживание лириче¬ским героем чувства Родины.
Определенная конкретность образа Родины появляется в стихо¬творении «Россия». В нем предстает не волшебный край, а «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи...» Тем ост¬рее чувство нераздельности судьбы поэта и судьбы Родины, выра¬женное в этом стихотворении.
Открытая перекличка с лермонтов¬ским стихотворением «Родина» усиливает это ощуще¬ние растворенности в стихии национальной жизни. Обращенность к традиции русской литературы в этой вечной теме в данном про¬изведении переводит субъективное переживание героя в эпичес¬кий план, создавая временную перспективу.
Так, образ Родины сли¬вается и даже подменяется образом женщины, совсем по-некрасовски. Образ до¬роги, «глухой песни ямщика» вызывает ассоциации с образом го¬голевской Руси-тройки, и в стихотворение входит тема противоре¬чивой, двойственной природы России, что никак не умаляет чувства любви к России лирического героя:
Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви!
В тот же цикл «Родина» входит и стихотворение «На железной дороге». Его можно назвать стихотворной новеллой, сюжет которой напоминает известный эпизод из романа Л.Н.Толстого «Воскресение», да и героиня вызывает ассоциации с Катюшей Масловой, а также с героиней стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка».
Поэт строит стихотворение на повествовательной ин¬тонации скупого рассказа. Ей соответствуют детали, лишенные эмоциональной окрашенности: «ров некошенный», «платформа», «сад с кустами леклыми», «жандарм», «навес» и др. Эти жизнен¬ные реалии как будто подчеркивают равнодушие мира к «краси¬вой и молодой» героине, юность которой прошла «в пустых меч¬тах изнемогая». В конце стихотворения Блок использует образ большой экспрессивной силы - символическое обобщение оди¬ночества, непонятности и трагизма судьбы героини:
Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов.
Символичен, конечно же, и сам женский образ. Через него поэт осмысляет горькую и трагическую судьбу своей Родины.
В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...» воз¬никает образ страшной России. Поэт использует глаголы в неопре¬деленной форме, тем самым подчеркивая обобщенность централь¬ного образа. Все грехи и пороки относятся как бы к бесконечному множеству людей, ко всем нам, к России. Блоковское видение Родины беспощадно. Но это Родина, с которой он чувствует не¬расторжимую связь. Поэтому так патриотично звучит концоконцов¬ка стихотворения:
Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
Завершается цикл «Родина» стихотворением «Коршун». В этом небольшом стихотворении, благодаря точным лаконичным дета¬лям, создается достаточно емкий образ России и в своеобразии ее при¬роды, и в социально-исторической судьбе.
Темные, злове¬щие начала, довлеющие над Россией, воплощаются в символическом образе Коршуна. Самое кружение его над Россией вызывает чувство тревоги за ее судьбу. Анафора двух последних строк стихо¬творения усиливает выразительность и драматичность стихотворения.
Судьба России остается для поэта загадкой.
2.Тема народа и интеллигенции как образ России в творчестве А. Блока
В прозе Блока на всем протяжении ее развития звучала гражданская тема. В самые ответственные периоды общественной жизни России она как бы подымалась на поверхность, приобретая публицистический характер, в другие периоды - опускалась в подтекст, но, по существу, не иссякала у Блока. В этом отношении проза Блока отличалась от критического творчества большинства других символистов.
Синтетические устремления блоковской прозы, в основном русле объединяющей - явно или потенциально - вопросы литературные, эстетические и общественно-исторические, как мы уже видели, оказывают сопротивление ее членению на четкие тематические русла и группы.
Темы литературные, культурно-философские и публицистические сплошь и рядом сливаются в ней воедино, заставляя искать в ней и во многом находить образ утраченной в индивидуалистическом творчестве эпохи цельности.
Ярким примером органического объединения литературной критики и публицистики являются такие статьи Блока, как «Вечера «искусств», «Народ и интеллигенция», «Три вопроса», «Душа писателя», «Противоречия», «Искусство и газета», «Без божества, без вдохновенья» и др. И однако, даже приняв все это во внимание, нельзя полностью отказаться от некоторой условной тематической группировки произведений критической прозы Блока.
Поэтому значение критической прозы Блока не сводится к отдельным высказываниям его, к веренице его критических «удач» или «неудач», свежих наблюдений в истолковании фактов текущей литературы или» повторений того, о чем уже писали другие критики.
Введение 3
1.Тема Родины в творчестве А. Блока 5
2.Тема народа и интеллигенции как образ России в творчестве А. Блока 9
3.Художественное освоение А. Белым темы Родины 17
Заключение 24
Список литературы 26
Список литературы
1. Вспоминания о серебряном веке. Москва, 1993
2. Долинин А., Последние романы Достоевского, М.-Л., 1966
3. История русской литературы: XX век: Серебряный век. Москва, 1995
4. Кедров К. А.. Многоочитая сфера Андрея Белого // К. А. Кедров. Поэтический космос. 1989 (то же: Метаметафора, 1999; Паралельные миры, 2002; Метакод, 2005).
5. Лавров А. В. Белый Андрей // Русские писатели. 18001917: Биографический словарь, гл. ред. П. А. Николаев, Т. 1: А - Г, Москва: 1992.
6. Моника Спивак. Андрей Белый мистик и советский писатель. М.: РГГУ, 2006
7. Недзвецкий В. , Фазы русского социально-философского романа 19 века, М., 1993
8. Белинский В.Г. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Избран. Статьи. М., 1970г.
9. Поэтические течения в русской литературе конца XIX начала XX: Хрестоматия. Москва, 1988
10. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия. Ленинград, 1991
11. Русская поэзия серебряного века: 1890-1917 Антология. Москва, 1993
12. Шамурин Е. Основные течения в дореволюционной русской поэзии. Москва, 1993
13. Школа классики: Серебряный век. Поэзия. Москва, 1998