Введение
Типология - инструмент познания, необходимый для наведения порядка в некоторой совокупности объектов. Изучение такого сложного феномена, как культура, призывает применять различные типологии.
Изучение историко-культурной типологии обуславливает понимание того, что такое проблема типологии культуры, как и вследствие чего она появляется и формируется и какую роль играет в культурологическом проблемном поле.
Наука считает началом процесса, в результате которого на Земле появился человек современного типа, весьма отдаленные времена (приблизительно 2,5-1,7 млн. лет назад). Примерно 40 тыс. лет тому назад этот процесс, как и формирование, складывание человеческого общества и культуры, завершились. Антропогенез (появление человека), социогенез (появление общества) и культурогенез (появление культуры) - три стороны единого процесса, стоят у истоков истории человечества.
Около 5 тысяч лет назад в огромном море первобытных обществ и архаических культур зарождаются первые общества-цивилизации. На стыке тысячелетий они формируют уже практически тотальную зону древних культур, раскинувшуюся от Атлантического океана на Западе (Римская империя) до Тихого океана на Востоке (империя Хань в Китае). В новое время - уже после великих географических открытий, вследствие промышленной и, в особенности, научно-технической революции - земной шар становится общим местом деятельности людей самых разных обществ и культур. Современная культура - важная составная часть современного глобального мира.
Таковы самые общие внешние условия и рамки существования и развития человеческой культуры. Но есть у культуры и определенные внутренние рамки и условия существования, определяющие ее специфику в различных обществах и цивилизациях и на разных ступенях и этапах развития.
Вопросам исследования посвящено множество работ. Тема «Проблема историко-культурной типологии» уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях. Тем не менее, интерес к этому вопросу не снижается, так как типологий культуры очень много. Ни об одной типологии нельзя сказать, что она единственно верная. В этом и заключается проблема историко-культурной типологии.
Цель работы изучение историко-культурной типологии с точки зрения отечественных и зарубежных мыслителей.
Поставленная цель определяет задачи работы:
1. Изучить истоки и основные принципы культурно-исторической типологии.
2. Дать характеристику основных типологических моделей культур.
3. Проанализировать историческую типологию культур.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды таких крупнейших исследователей в области культурологии как Н.Г.Багдасарьян, Г.В.Драч и других, а также статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
Содержание
Введение...3
1. Истоки и основные принципы культурно-исторической типологии.5
2. Характеристика основных типологических моделей культур9
3. Историческая типология культур....15
Заключение.20
Список использованной литературы...
Список литературы
1. Багдасарьян Н. Г. Культурология. - М.: Юрайт, 2009. - 496с.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Терра-Книжный клуб, 2008. - 704с.
3. Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 576с.
4. Драч Г.В., Королев В.К., Штомпель М.О. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Изд.3. - М.: Наука, 2006. - 544с.
5. Кравченко А.И. Культурология: Культурная динамика; Культурогенез; Культурная стратификация; Культура и цивилизация: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, испр., доп./ 3-е. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 496с.
6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. Учебное пособие. - М.: Олимп, 2004. - 320с.
7. Освальд Шпенглер. Закат Европы. - М.: Эксмо, 2009. - 800с.
8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: Гардарика, 2007. - 344с.
9. Шишова Н.В., Акулич Т.В. Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. - 472с.
10. Чекалов Д.А., Кондратов В.А. История мировой культуры. Конспект лекций. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 350с.