(Нет отзывов)
16 страниц
2019-08-21

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

В наличии
550 ₽

ВВЕДЕНИЕ
Рынок, несмотря на его кажущуюся стихийность и анархичность, обладает внутренним порядком, подчиняется определенным закономерностям, способен в значительной степени самонастраиваться и эффективно функционировать. Т.е. существует, по выражению А.Смита, какая-то «невидимая рука», которая руководит поведением субъектов рынка, придавая им целеустремленность и направляя их в конечном счете не только на удовлетворение личных, но и общественных потребностей.
Механизм функционирования рынка это процесс формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Спрос и предложение являются основными элементами рыночного механизма. От них зависит состояние и динамика рынка.
1. Понятие спроса
Спрос (от англ. demand спрос) это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами .
Объем спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания др. Зависимость объема спроса на определенный товар от перечисленных и иных факторов выражает функция спроса: Qd = f(Pa, Рb, , Pz; I; Т; М; ...; n), где Qd объем спроса; Р цены товаров а, b, ..., z ; I доходы потребителей; Т вкусы покупателей; М общее число покупателей данного товара; n иные факторы.
Одним из важнейших факторов, определяющих величину спроса Qd, является цена товара или услуги Р.
На рынке продавцы и покупатели преследуют свои цели: первые стремятся продать товар подороже, вторые купить его подешевле. Покупатели предлагают за товар так называемую цену спроса, или максимальную цену, за которую они готовы купить единицу товара в данный момент. Между ценой спроса и количеством покупаемых единиц товара существует определенная взаимосвязь. Во-первых, чем меньшее количество товара предложено для продажи, тем выше покупатель оценивает его полезность, следовательно, тем большую цену он готов за него заплатить и наоборот. Во-вторых, с повышением цены спроса сужается круг покупателей, готовых приобрести данный товар. По мере снижения цены спроса круг покупателей расширяется. Отсюда следует вывод: при прочих равных условиях снижение цены единицы товара ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса. В этом суть закона спроса.
Кривая спроса изображена на рис. 1. По оси ординат откладывается цена, по оси абсцисс величина спроса.

Рисунок 1 Кривая спроса

Каждая точка на кривой спроса показывает то количество товара, которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент. Геометрическая форма кривой (ее отрицательный наклон) есть графическое выражение обратной пропорциональной зависимости двух величин: объема реализации и цены, а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает взаимосвязь двух переменных: изменение одной из них Р вызывает обратное движение другой Qd.
При этом положение кривой спроса D не изменяется, оно остается прежним. Это означает, что спрос не изменился. Изменение цены влечет за собой изменение лишь объема продаж, но не спроса как ткового.
Передвижение по кривой спроса называется изменением величины спроса. Это передвижение отражает реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях .
Речь шла об индивидуальном спросе, т.е. о спросе, предъявляемом конкурентным потребителем. Признание конкуренции как одного из атрибутов механизма функционирования рынка приводит к необходимости анализировать ситуации, в которых действует множество потребителей (покупателей) и производителей (продавцов). Понятие спроса на определенный товар (равно как и его предложение) отражает поведение массового потребителя (производителя). Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.
Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов . Она может быть построена из кривых индивидуального спроса на данный продукт путем сложения его количеств, на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кривая рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.
Функция спроса в механизме функционирования рынка необычайно велика, ибо она побуждает производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать их ассортимент и качество.
Следует отметить несколько исключений из закона спроса. Они касаются так называемых низших и высших товаров. К первым относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Это объясняется тем, что для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами. Когда товар для данного потребителя становится менее полезен, он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары (как правило, это товары первой необходимости) величина спроса на них снижаться не будет. Вряд ли мы сократим потребление хлеба, если цена на него несколько возрастет. В экономической теории это явление получило название «парадокса Гиффена». Ко второй группе относят, как правило, предметы роскоши. При снижении цены на такие товары снижается и величина спроса на них. Это относится к товарам, посредством которых индивиды стремятся подчеркнуть свое высокое социальное положение. Такое явление называется «эффектом сноба», или «эффектом Веблена».
Товары, спрос на которые возрастает по мере роста доходов, относятся к нормальным товарам. Следует заметить, что вышеприведенная дифференциация товаров во многом зависит от вкуса потребителя, а потому в определенной мере носит субъективный характер.
К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен, увеличение спроса может наблюдаться даже при росте цен.
Далее рассмотрим, как поведет себя кривая спроса, если будут изменяться неценовые факторы. Изменение неценовых факторов спроса вызовет сдвиг всей кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же цене. В этом случае речь идет об изменении спроса.
Охарактеризуем воздействие неценовых факторов на динамику спроса :
1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
2. Вкусы покупателей. Они могут изменяться под воздействием рекламы, модификаций моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.
3. Рост общего числа покупателей. Он также вызывает увеличение спроса.
4. Цены на сопряженные товары. Есть товары взаимозаменяемые (субституты; например, чай и кофе) и взаимодополняемые (комплементы; например, фотоаппарат и пленка). Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая зависимость. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой обратная зависимость.
Если речь идет о так называемых независимых товарах (например, мячи и часы, книги и пылесосы), то, как правило, изменение цены одного из них почти не влияет на динамику спроса на другой.
5. Потребительские ожидания. Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году; какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени и т.д.
Ожидание увеличения цены побуждает покупателя проявлять повышенный спрос на данный товар, ожидание увеличения дохода будет побуждать его меньше ограничивать свои текущие расходы.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие спроса 4
2. Понятие предложения 9
3. Равновесие спроса и предложения 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16

ЛИТЕРАТУРА
1. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2001
2. Курс экономической теории: Учеб. пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. Мн.: «Мисанта», 1998
3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2002
4. Микроэкономика: Практический подход: (Managerial economics): учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2005
5. Основы микроэкономики: учеб. пособие / Под ред. Николаевой И.П. М., 2000
6. Петров А.М. Микроэкономика: учебник. Челябинск, 2000
7. Пятьдесят лекций по микроэкономике: учебник. СПб.: Экон. школа, 2004
8. Рузавин Г.И., Мартынов В.М. Курс рыночной экономики. М., 2004
9. Тюшев В.А. Микроэкономика: теорет. курс / Тюшев В.А, Мурадян Л.В. М., 2000
10. Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2005
11. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект, 2001

Список контрольных работ по предмету экономика