Введение
Актуальность проблемы психологических трудностей общения обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется особенностью современного этапа развития нашего общества – приоритетом социальной сферы, переориентацией политических, социально-экономических задач человека, на развитие его личности. Развитие международных, межнациональных отношений, принимающих порой острые и противоречивые формы, также делает необходимым рассмотрение психологических трудностей общения, психотехнологии, поскольку находит выражение национальная и социальная культура, традиции, обычая народа, без учета которых невозможно решать возникающие проблемы.
В последнее время в связи с развитием практики социального обучения социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности, количество вопросов, важных для сферы общения значительно возросло. Произошла переориентация в сторону исследования взаимодействия личности и группы, взаимодействия личности в общении И совместной деятельности. В результате усилился интерес к тем сторонам общения, которые оказывают непосредственное влияние групповые процессы, совместную деятельность.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы трудностей общения 5 1.1. Основные трудности в коммуникативной деятельности 5 1.2. Особенности изучения и коррекции трудностей, барьеров и деформаций в общении 9 Глава 2. Разработка и проведение тренинга эффективного общения (экспериментальное исследование) 17 2.1. Проведение констатирующего эксперимента 17 2.1.1. Подготовка и методы констатирующего эксперимента 17 2.1.2. Результаты констатирующего эксперимента 21 2.2. Проведение формирующего эксперимента 23 2.3. Проведение и результаты контрольного эксперимента 31 Заключение 36 Литература 37 Приложение 40
1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. — М., 2001.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.
3. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком само¬го себя // Вопросы психологии. — 2000. — № 8.
4. Берн. Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., «Прогресс» 2008г., 450 с.
5. БодалевА.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 2003.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 2006.
7. Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. М., Знание, 2003.
8. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 2003. - 250с.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. – 243с.
10. Климов, Е.А. Основы психологии [Текст]/: Учебник для вузов./ Е.А. Климов.– М.: Юнити, 1997. – 295 с.
11. Коломинский, Я.Л. Психология общения/ Я.Л. Коломинский.-М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
12. Кон И.С. Открытие «Я» - М.: Высшее образование, 2007. – 110 с.
13. Кроник А., Краник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: Психоло¬гия значимых отношений. — М., 2009.
14. Куницына, В.Н.Межличностное общение. Учебник для вузов./ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.- 544 с.
15. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург. изд. Питер 2003 – 215с.
16. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 2009 - 465с.
17. Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность. М.: , 2002. – 304 с.
18. Лидере А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. — 2008.— № 1.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психо¬логии. - М.,2004.
20. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. — Ростов н/Д, 2001.
21. Майерс, Д. Социальная психология -СПб.: Питер, 2001.- 316 с.
22. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005.
23. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 2007.
24. Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука. – М.:Владос,2004.-317с.
25. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
26. Реан, А.А.Социальная педагогическая психология. - СПб.:ЗАО Издательство Питер,2009.
27. Роббер, М.-А. Психология индивида и группы.: Пер. с фр./Предисл. А.В.Толстых /М.-А.Роббер. – М.: Прогресс, 2009. – 256 с.
28. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 2004.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.