Введение
В 1988 г. исполнилось 1000-летие крещения Руси, князем Владимиром, окончательного утверждения христианства в качестве официальной, государственной религии, которая оказала большое влияние на дальнейшее становление российского государства. К сожалению, исследователи до настоящего времени не уделяли данной проблеме должного внимания, они в большинстве своем ограничились преимущественно абстрактными соображениями в пояснении данного вопроса или же разработкой второстепенных не принципиальных вопросов.
При этом наблюдается стремление к отстранению от религиозной тематики, своего рода страх перед клерикализмом. Но ведь религия - это своего рода надстроечное явление одна из форм общественного сознания, которая на протяжении тысячелетий занимала огромное место в самосознание народа, а также играла решающую роль в ходе развития исторического процесса, особенно на ранних его стадиях.
Генезис христианства как мировой идеологической системы сложный и многогранный процсс.
В данной работе будет показана сложность и историческая обусловленность процесса утверждения христианства на Руси.
І. Причины крещения Руси
На князя Владимира во время принятия решения о крещение Руси повлияло несколько факторов:
Стремление Владимира укрепить территориальное единство государства. С целью достижения этих целей при помощи создания единого пантеона богов главным, из которых был Перун не привело к желаемому результату к усилению княжеской власти. Владимира в данном случае возлагал надежды, на то, что бог громовержец считался главным в среде язычников. Только единая вера могла сплотить и укрепить силу государства.
Принятие христианства открывало для Руси путь в Европу, а язычество вело к изоляции и враждебности со стороны европейских соседей, которые относились к язычникам крайне недоброжелательно. При этом следует учесть, что раскол христианства на две ветви католическую и православную ветви произошел только в 1054 г.
Личная позиция Владимира и некоторые факты его жизни. На него, большое влияние оказало крещение его бабки княгини Ольги, которая оставила по себе добрую память. Не исключено, что некоторые эпизоды его биографии, например, кровавая борьба за власть, насилие, многоженство заставили его со временем задуматься о духовном очищении, о благом деянии, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматичных соображений. Принятие им христианства было условием его женитьбы на сестре византийского императора, то есть заключение им также политического союза с Византией. Который поднимал в глазах европейских народов его авторитет, а также укреплял и княжескую власть.
В общественной мысли России существовали и богословские трактовки причин принятия христианства. Верующие исследователи, вслед за митрополитом Илларионом (середина XI в.), объясняли его обращение Божьим откровением, которое снизошло на него.
Если верить летописной легенде к Владимиру в Киев приехали приверженцы трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг, ислам причиной тому стало то, что там запрещаеся употребление вина. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у еврейского государства, в результате чего они расселились, на территории всей планеты. Не рассмотрел он и предложение, сделанное представителями папы римского, причиной этого стало то, что его бабка княгиня Ольга отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви оказало на него пристойное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны с целью сбора информации о разным религиях. После своего возвращения, а также в результате анализа собранных сведений они назвали греческую веру самой подходящей.
Фундаментом этой легенды стали реальные факты. На выбор Князя Владимира повлияли также культурные экономические и ряд других факторов. Прежде всего, это упрочение культурных и экономических связей с Византией, а также наличие становление собственной влиятельной православной церкви.
Кроме того, учитывались международные православные связи, отношения церкви с государством, а также различия догматического плана.
Православие более гармонично вписывалось в устоявшиеся религиозные традиции. Византия того времени была центром развития культуры, наследницей Рима, развитым культурным центром европейского уровня.
Христианизация Древней Руси проходила сложно. Киевская община, подчинилась авторитету княжеской власти, приняла новую веру безболезненно для себя, то другие регионы, приходилось крестить силой. Язычество еще долго играло ведущую роль в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местному колориту, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна с днем Ильи Пророка. Сохранился и языческий праздник масленицы.
После крещения Руси начался процесс синтеза традиционных языческих культов и православных обрядов. К Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому мировоззрению.
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах культурного и духовного развития русского общества.
С его помощью была преодолена языческая изоляция восточных славян, христианство сплотило их в единое древнерусское общество, была создана духовная основа русской государственности.
Введение 2
І. Причины крещения Руси 3
ІІ. Версии крещения Руси в историографии XV века 7
Заключение 15
Список литературы 17
Список литературы
1. Зимин А. А. Краткие летописцы ХV - ХVI вв. М.: Л., 1961 С. 567.
2. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII XV вв. М., 1993.
3. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX начало XX вв. М., 1994.
4. Ключевский.Курс русской истории. М, 2002 . 453 с.
5. Н.М. Карамзин. История государства Российского М, 2003. 327 с.
6. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. М 2004. 567 с.
7. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. М 2005. 329 с.
8. Макарий. История русской церкви. СПб., 1866. Т. 4. С. 383
9. Памятники литературы Древней Руси XI - начало XII вв. М., 1978. С. 130-136.
10. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). СПб., 1863. г.
11. Лурье Я. С. Из наблюдений над летописанием первой половины XV в. // Труды отдела древнерусской литературы Л., 1985. Т. XXXIX. С. 304.
12. Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 481.
13. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. - Л., 1990.
14. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах СПб., 1908. С. 457