Введение Договоримся, что называется, еще на этом берегу: все, о чем пойдет речь ниже, предназначено для журналиста профессионального. Последнее - как в узком статусном значении ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», так и исходя из широко распространенного, фактически единого для мира социокультурного взгляда на журналистику как на профессию, играющую особую роль в жизни общества. Закрепляя за представителями именно данной общественной профессии, чья работа приравнивается к исполнению долга, особые права, этот подход предъявляет в то же время и повышенные требования к выполнению журналистами своих профессиональных обязанностей. Предполагающих, заметим, соблюдение профессионалом не только правовых норм, буквы закона, но и норм профессиональной этики. Этот условный «кодовый ключ» практически повсеместно - - требует от журналиста и СМИ, и задает им алгоритм выбора определенного, именно профессионально правильного образа действий на всех этапах работы: от получения информации до предоставления пользователю информационного продукта. В данной работе более подробно рассмотрим главные проблемы, связанные с взаимодействием журналистов и выборов. Кому служить? Чему служить? Четыре года назад, открывая конференцию «Выборы: кому должны служить средства массовой информации?», Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов заметил: только на сломанном барометре стрелка постоянно показывает на «ясно» и «пасмурно». В жизни же, где действуют и противодействуют различные силы, известный ответ-аксиома «СМИ должны служить избирателям» может остаться сугубо теоретическим. Задачу конференции Симонов тогда обозначил так: попробовать очертить весь спектр сил, которые действуют на СМИ и в самих СМИ, определить факторы, воздействующие на СМИ и отдельных журналистов, степень подготовленности СМИ к выборам, обсудить опыт избирательных кампаний в регионах, «чтобы понять, сможем ли мы, даже зная ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, ответить на него делом. То есть сможем ли мы реально быть на стороне избирателей, служить избирателям?». Одно из самых сильных впечатлений той конференции - рассказ Ларисы Юдиной, редактора «Советской Калмыкии», о только что прошедших президентских выборах в республике. Детали, которые запомнились из ее рассказа: портрет единственного кандидата, президента Кирсана Илюмжинова, на избирательном бюллетене; митинг оппозиции, решившей выдвинуть альтернативного кандидата, - под проливным дождем и под грохот специально посаженого оркестра, но зато без единого, кроме самой Юдиной, журналиста, ибо - не велено. (»Не тыкайте в меня диктофоном, я же не тыкаю в вас пистолетом», - сказал ей один из тех, кто составлял протоколы на державших плакаты на этом митинге.) Через четыре года я думаю, ставить ли снова вопрос перед российской профессиональной журналистской аудиторией о том, кому должны служить
Введение 3 Кому служить? Чему служить? 4 Журналист «дикий» и журналист «цивилизованный» 10 Зарабатывайте прилично 15 Предвыборная «джинса» не выходит из моды 18 "Журналист и выборы" 22 Заключение 24 Список литературы 25
1. "Северный курьер", 29 сентября 1999 года, среда, № 203 (23500) 2. Международный ежемесячный бюллетень "Законодательство и практика средств массовой информации" 3. Э.М.Денисов "Беседы о масс-медиа" 4. Ш.Г.Шевченко "Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения" 5. Фред С.Сиберт, Уилбур Шрамм, Теодор Питерсон "Четыре теории прессы" 6. Р.Р. Королев 7. Эдмунд Ламбет "Журналистская этика" 8. Профессиональная этика журналистов: в 2 т. Е.1: Документы и справочные материалы. - М.: Галерия, 1999. 9. Средства массовой информации и выборы. Справочное издание. Под редакцией Яши Ланге и Эндрю Палмера. Европейский Институт средств массовой информации - Служба ТАСИС, Европейская Комиссия, 1995, стр. 149. 10. «Российская газета», 14 мая 1999 г.